«Игры и Игрушки. Гид» №1-2021
Онлайн-продажи детских товаров: динамика развития рынка под влиянием COVID-19
Динамика продаж детских товаров через интернет
В 2020 году детские товары заняли 8,2% в объёме российского е-commerce. При этом темп роста сегмента по сравнению с предыдущим годом заметно ускорился. Оборот рынка по итогам 2020 года увеличился на 55,8%, составив 300 млрд, в то время как в 2019 году темп прироста онлайн- продаж детских товаров находился на уровне 15,7%. Мощным импульсом для роста интернет- канала стала пандемия, спровоцировавшая массовый переток покупателей из офлайна в онлайн. Так, на фоне закрытия физических магазинов весной 2020 года, число интернет-покупателей детских товаров увеличилось на 32% по сравнению с 2019 годом и достигло 9 млн человек.
Рост аудитории отмечают и сами онлайн-ретейлеры. Так, по данным Wildberries, число пользователей площадки в 2020 году увеличилось на 18 млн, до 40 млн человек. На фоне роста востребованности интернет-канала, продажи детских товаров на маркетплейсе в 2020 году выросли на 70% и достигли 71 млрд.
Структура российского рынка интернет-торговли детскими товарами
Почти половина продаж детских товаров через интернет приходится на детскую одежду, подгузники и игрушки. В 2020 году эти категории показали рост от 34% до 64% к предыдущему году. Впрочем, самым быстрорастущим в сегменте стало детское питание, занявшее 10% рынка. Онлайн-оборот по категории увеличился на 132% к предыдущему году, до 31,3 млрд. Особенно высокий темп прироста продаж детского питания зафиксировали на Wildberries. По данным компании, оборот категории на площадке по итогам года увеличился более чем в 6 раз.
Барьеры и драйверы рынка интернет-торговли детскими товарами
Несмотря на активный рост онлайн-продаж детских товаров в 2020 году, дальнейшие перспективы сегмента выглядят не столь позитивными. Действительно, за время пандемии по купки через интернет стали привычными для потребителей. Однако, приток новой аудитории в 2021 году естественным образом замедлится, что скажется и на темпе прироста онлайн-продаж детских товаров.
Значимым фактором, влияющим на ситуацию в сегменте детских товаров, является демографическая ситуация. В ближайшие годы росту онлайн-продаж категории будет препятствовать спад рождаемости. Тренд фиксируется в России с 2015 года и является отголоском демографической ямы 1990-х годов, а также общемировых тенденций сокращения рождаемости в развитых странах. За 2015-2019 годы число младенцев, появляющихся на свет ежегодно, снизилось на 24% по сравнению с 2014 годом. А по итогам 2020 года ожидается спад показателя еще на 3%. Согласно базовому прогнозу Росстата, данный тренд продолжится вплоть до 2029 года. За это время рождаемость снизится еще на 17% по сравнению с показателем 2020 года. Наблюдаемая ситуация уже сказалась на численности детей от 0 до 4 лет. По данным Росстата, этот показатель снизился на 10% за последние 3 года. Согласно базовому прогнозу, в ближайшие 4 года тенденция будет усугубляться. При этом численность возрастной группы уменьшится еще на 14%. Количество детей более старших возрастов пока увеличивается. Однако, с 2023 года спад затронет и возрастную группу от 5 до 9 лет.
Сокращение рождаемости неминуемо скажется на сегменте товаров для малышей. И если офлайн-ретейлеры уже отмечают снижение спроса, то онлайн-канал продолжает расти за счет перетока аудитории. Тем не менее, спад востребованности товаров для детей младшего возраста будет замедлять темп прироста интернет-продаж. Отметим, что категории, предназначенные для малышей, занимают внушительную часть рынка. Л ишь на подгузники и детское питание в 2020 году приходится 24% объема онлайн-продаж детских товаров. При этом число интернет-покупателей таких товаров не самое большое. По оценке «РБК Исследований рынков», в 2020 году эти категории приобретали онлайн соответственно 2,1 и 1,7 млн человек, в то время как, например, детскую одежду или игрушки - 4,8 и 5,4 млн человек соответственно.
Негативным фактором для рынка будет и ухудшение экономической ситуации в стране. С вводом ограничений, вызванных распространением С0\Л[>19 в России, финансовые возможности части населения сократились. Реальные располагаемые доходы россиян суммарно за 3 квартала 2020 года снизились на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. А по итогам 2020 года падение показателя достигло 3,5%.
Усиливают экономическую нестабильность и валютные колебания. В 2020 году на фоне пандемии курс доллара США по отношению к рублю поднялся с отметки Р62 в январе до Р74 в декабре, пройдя пиковые значения в марте и ноябре с показателем в Р80. Падение рубля неминуемо влечет за собой повышение стоимости детских товаров. Однако, ретейлеры, понимая критичность фактора для покупателя, сдерживают цены за счет собственной прибыли. При этом борьба за потребителя зачастую разворачивается в плоскости лучшего ценового предложения.
Перечисленные факторы сказываются прежде всего на офлайн-сегменте, где и без того сокращающийся спрос усугубляется переходом потребителей в онлайн-канал. Поэтому на фоне происходящих процессов для игроков усиливается значимость омниканальной модели и синергии форматов. В конкурентной борьбе операторам важно предложить своим клиентам выбор, где и как приобретать их товары, а также сделать покупку максимально удобной и доступной в любом из предложенных каналов.
Источник: обзор "РБК Исследований рынков:
"Российский рынок интернет - торговли детскими товарами 2020"
Рекомендуем почитать
- Увлекательные школьные будни глазами детей
- Пиратский остров Вяски
- Образование. Карьера. Бизнес
- Синичкин день
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии