"Игры и Игрушки" №3-2020
Методика раннего развития Льва Толстого: Учим буквы с 1 года!
Он учил простых крестьянских детишек читать по складам, а не по слогам. То есть, в его понимании, необходимо было сначала ребёнка научить выделять звуки, а потом — складывать их в слоги.
Лев Николаевич был убеждён, что чтению ребёнка можно обучать уже, начиная с 1 года жизни. Толстой предлагал своим ученикам «складовое» чтение именно потому, что это делает чтение более естественным и лёгким. Не обязательно и проводить обучение за столом, достаточно просто повесить плакат-азбуку на стенку и показывать по одной букве, называя её звук. При этом, самое главное — запомнить образ буквы, что крайне важно на начальном этапе. И только после того, как буква будет в памяти, можно переходить к складыванию букв в слоги, а затем и в слова.
Итак, перейдём к этапам обучения чтению по методике Льва Толстого:
- Вешаем на стену азбуку с картинками, изображениями животных, игрушек… Главное, чтобы название изображения начиналось на букву, рядом с которой оно находится. Так ребёнку проще будет понимать и запоминать. Например, рядом с буквой «А» должен быть нарисован арбуз, рядом с «Б» - банан, и так далее. Называйте букву, когда ребёнок сам проявляет к ней интерес.
- В ход могут пойти и обычные магазинные или самодельные карточки с изображением букв. В игровой форме можно просить малыша принести ту или иную карточку с уже знакомой ему буквой.
- Играть можно и на улице, просто предложите малышу найти знакомые ему буквы в уличных рекламных плакатах, вывесках магазинов, на покупном лакомстве. А также можно это делать по очереди: сначала мама загадывает букву, а ищет её малыш, а затем наоборот, букву ищет мама. Вариантов множество!
- Играйте с буквами! На ровной поверхности можно выложить из небольших палочек букву «А», потом «П» или «Л», и так далее. Игры с природным материалом, пластилином и бумагой – тоже отличная идея! Буквы можно выкладывать на пляже из ракушек и камушков, дома – из пуговиц и мозаики, лепить их из пластилина и прикреплять на картон или пластиковую доску.
- Как только ребёнок усвоит алфавит, можно смело приступать к складыванию слогов. Начинаем их складывать из двух букв на каждую букву алфавита, например: «ба», «ва», «га»... Кстати, кубики на данном этапе могут служить хорошим подспорьем.
- Как только этот этап будет усвоен ребёнком, переходим от слогов из двух букв - к слогам из трёх букв, затем – к слогам из четырёх букв. Причём йотированные буквы лучше пока не использовать.
- Затем можно начинать складывать слова из слогов и разбивать слова на слоги. Здесь уже можно использовать разнообразные азбуки, буквари и пособия для чтения по слогам. Карточки и кубики также будут уместны. Дети очень любят сидеть на полу и собирать что-то, кубики с буквами или слогами вполне подойдут для складывания слогов в слова.
«Золотое правило» и главный принцип обучения – произносить именно звуки, а не согласные буквы.
Эти приёмы используются в логопедии, как основные для развития фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, развитии речи, обучении чтению.
Как показывает практика, дети быстрее усваивают и запоминают буквы именно работая с их образом, когда лепят их, рисуют, делают интересные аппликации, учат стихи, разгадывают загадки. Детская фантазия безгранична, а помочь в этом могут только любящие родители. Всё гениальное просто, и всё простое гениально!
Марина Палочкина, учитель-логопед
ГБОУ Школа №460, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Юным любителям техники АНО ЦОТР «Ребус»
- Компания "Волшебный мир"
- МамаПати
- Календарно-тематическое планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Комментарии