"Игры и Игрушки" №3-2020
Один дома
Говорить о каком-то определённом возрасте невозможно – у каждого ребёнка свой характер и в каждой семье свои обстоятельства. Обычно родитель интуитивно чувствует этот момент, но всё же есть некоторые предпосылки, на которые стоит обратить внимание:
- Ребёнок должен довольно продолжительное время уметь себя самостоятельно чем-то занимать, не требуя вашего внимания.
- У ребёнка не должно быть каких-либо страхов.
- Ребёнок должен уметь поднимать трубку телефона или пользоваться часами со встроенным телефоном, чтобы связаться с вами в любой момент.
- Ребёнок сам проявляет желание остаться дома.
Перед уходом из дома следует убедиться, что ребёнок помнит о правилах безопасности, а также необходимо продумать его досуг во время вашего отсутствия. Не рекомендуется уходить, когда он спит, даже если вы знаете, что обычно у него хороший крепкий сон.
В идеале можно несколько раз пробно оставить его одного дома на непродолжительное время, уходя всего на 10-15 минут. При этом важно, чтобы в непосредственном доступе была еда для небольшого перекуса и вода, чтобы не было желания в их поиске залезть, например, на верхние полки. Ещё один важный момент - уходить и возвращаться лучше тогда, когда на улице светло.
Важно! Обязательно проговорите с ребёнком, что вы собираетесь уйти, и он должен будет остаться один, расскажите, куда вы идёте и когда вернётесь. Это необходимо для его психологического комфорта!
Если ребёнок боится оставаться один дома, то необходимо понять причину:
- Может быть, ребёнок не чувствует заботы и внимания близких.
- Присутствуют какие-то страхи (что с родителями что-то случится, что начнётся пожар или придёт незнакомец).
- Возможно, недавно ребёнок пережил какую-то стрессовую ситуацию или он боле в данный момент.
- Он чувствует сильную тревожность родителей за него.
- Это сам по себе очень чувствительный ребёнок.
- Никогда раньше не расставался с родителями или, наоборот, уже имел неудачный предыдущий опыт.
Если ребёнок вам говорит прямо, что боится остаться дома, то не нужно обесценивать его чувства фразами «Ну что ты как маленький!». Наоборот, это прекрасная возможность пообщаться с ним тет-а-тет и узнать причины страхов, а потом немного поработать с ними:
- Возьмите поднос и сухой песок и предложите ребёнку сделать из него горки своих переживаний. Затем из каждой горки ребёнок может набрать в кулачки песок, и потихоньку высыпать его, наблюдая, как песчинки падают вниз. По завершению разгладьте песок и нарисуйте на нём пальчиком что-нибудь оптимистичное.
- Попросите ребёнка нарисовать свой страх на листе бумаги, а затем сделайте смешным, забавным для того, чтобы снизить его значимость.
- Любая всеми детьми игра «прятки» также подходит для проработки страха одиночества, темноты и замкнутого пространства. Она снимает эмоциональное напряжение и повышает настроение.
- С помощью игрушек разыграйте ситуацию, которая беспокоит малыша. Проговаривайте, как необходимо действовать: например, если заскучал по маме, то можно позвонить ей по телефону. В такой сюжетно-ролевой игре ребёнок учится думать, самостоятельно принимать решения и, конечно, это хорошая репетиция какой-либо сложной ситуации, а значит, в случае возникновения таковой у него уже будут готовые шаблоны действий.
Будьте спокойны сами, последовательны в своих действиях, прислушивайтесь к чувствам ребёнка, и у вас всё получится!
Елена Бурьевая детский психолог,
игровой, песочный и арт-терапевт
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии