"Игры и Игрушки" №2-2023
Когда знакомить малыша с математикой?
Итак, малыш растёт, и каждая мама хочет, чтобы он развивался и многому научился. Цифры находятся вокруг нас уже с рождения малыша, когда мама поёт потешки или читает стихи и сказки. Поэтому, начинать знакомство с цифрами и счётом можно уже с 1 года. Именно знакомство, а не обучение. А чтобы это было не утомительно и занудно, конечно же - в игровой форме.
Во время прогулки. Когда мы выходим на прогулку, то в подъезде дома, на детской площадке малыш поднимается или спускается по ступенькам. И вот тут родитель может ввести игру – когда шагаем по ступенькам, считаем их: «Одна ступенька, две, три, и так далее» Малыш привыкает к такой игре и позже сам уже будет считать ступеньки, без помощи взрослого.
Во время приёма пищи. Когда кормим малыша, можно не только говорить: «За маму, за папу», но и считать ложки с кашей или пюре, и превратить это тоже в игру. Например, когда уже остаётся очень мало еды в тарелке, то можно посчитать до пяти, а когда съел 5 ложек, воскликнуть: «Ура! Ты победил!» Варианты этой игры зависят только от вас или от ситуации. С ребёнком более старшего возраста можно считать конфеты, печенье и т.п. Яблоки и другие фрукты делить пополам или на несколько долек, считая их. Также, можно дольки фруктов делить между членами семьи и сравнивать, кому досталось больше, а кому меньше. Процесс счёта с натуральными предметами всегда больше нравится детям, нежели устный счёт или письменный.
Во время купания. Когда малыш принимает ванну, это, как правило, процесс долгий и игровой. Можно считать рыбок, вылавливая их сачком. Можно рассказывать придуманную на ходу сказку про уточку и утят, и в это время считать уточек. Вариантов игр в ванной со счётом предметов множество, главное обыгрывать ситуации сказкой или занятной историей.
Кубики, конструктор, пирамидка. Во время игры с кубиками можно их считать. Один кубик, два, три, десять, а вот и домик построили. Колечки у пирамидки тоже можно нанизывать и снимать под счёт.
Считать точки. Можно не точки, а небольшие кружочки. Начинать можно с 1-го до 3-х, потом до 5-и, и далее увеличивая до 10-и. Кружочки можно вырезать и наклеить на бумагу, можно нарисовать фломастером, а есть уже готовые заготовки для счёта малышей в книгах развития речи. Например, есть такая энциклопедия «Первая книга малыша от 6-и месяцев и старше», в которой уже приведены квадраты с точками для обучения счёта малышей. Чтобы сделать их самостоятельно, ничего сложного не требуется, только лист бумаги разрезать на квадраты 10 х10, внутри каждого квадрата приклеить или нарисовать небольшие кружочки, не ярким цветом, а спокойным, например, салатовым. В первом квадратике 1 кружок, во втором 2 кружка, в третьем – 3 и так далее, увеличивая их на один. Располагать кружочки можно хаотично, как вам нравится. Дети очень любят карточки, а зрительное восприятие способствует запоминанию.
Точки и предметы. Когда у вас уже есть карточки с точками, можно подключать предметы. Карточки или игрушки, например, животные. Карточка с одной точкой – одна игрушка, карточка с двумя точками – две игрушки.
Пальчики. Пальчиковые игры, потешки с пальчиками, в которых идёт счёт до 5-и, а потом и до 10-и. На пальчиках можно решать примеры, но с этим вариантом надо быть осторожнее, некоторые дети привыкают считать на пальцах и их потом трудно переучить считать в уме.
Счёты. Возвращаемся в те давние времена, когда люди считали на счётах. Лучше всего, конечно деревянные и большие, но и пластиковые детские счёты тоже подойдут. Во-первых, это пальчиковый массаж. Во-вторых, мелкая моторика. Ну и в-третьих, счёт. Одновременно получается несколько полезностей для ребёнка.
Деньги (игрушечные). К игре со счётами можно добавить пластиковые или бумажные деньги (игрушечные), а также кассу и продукты. Дети очень любят играть в магазин и сейчас продаётся много наборов для этой игры, даже корзины и мини-тележки для покупок. Игра в магазин развивает воображение, логическое мышление, сложение и вычитание, счёт и знание цифр.
Игра-ходилка. Любая на ваш вкус и предпочтения ребёнка игра-ходилка развивает элементарные математические знания. Во-первых, в этой игре бросается кубик, на котором те же самые точки, о которых говорилось в начале нашего знакомства с цифрами. Ребёнок по точкам уже начинает понимать сколько ходов нужно сделать. Во-вторых, учится правильно ходить и считать до нужной позиции. И в-третьих, обучение счёту происходит во время игры с любимыми сказочными героями и в кругу семьи.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет, как правило, ребёнок не умеет осознанно считать, а лишь понимает «много-мало». Осознанный счёт появляется у ребёнка в 4-5 лет и позже. Поэтому, нужно понимать, что ребёнок после всех вышеописанных приёмов не начнёт моментально считать и знать цифры, различать, что больше, а что меньше. Но всеми описанными приёмами мы можем помочь малышу, так как мозг воспринимает всю полученную информацию, накапливает, а потом выдаёт в определённый момент развития. Поэтому, знакомить ребёнка со счётом нужно и можно в любом возрасте, главное не забывать об игровых приёмах: сказкотерапии, кубиках, карточках, картинках и всех предметах, которые нас окружают, ведь считать можно абсолютно всё и везде.
Удачи в развитии математических способностей ваших малышей!
Марина Палочкина, учитель-логопед
ГБОУ Школа № 460, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Горячая десятка ноября
- Предложения компаний
- Тёплые. Мягкие. Уютные
- Астрономия снова в расписании предметов!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии