"Игры и Игрушки" №4-2016
Игры, тренирующие память и внимание
Внимание и память – важнейшие психические процессы, которые начинают формироваться у малыша с рождения. Как и любые психические процессы, их вполне можно развивать. Как? Вот об этом давайте и поговорим
Всем известная игра «Слова», заставляет концентрироваться, запоминать, играть по определённым правилам, развивает кругозор ребёнка. Также интересна игра «Запрещённая буква». В ней ведущий загадывает букву, которую нельзя произносить ни при каких обстоятельствах. А затем начинает задавать каверзные вопросы, что бы «подловить» оппонента. Игра является мощным стимулятором внимания и воображения, ведь надо очень хорошо продумать ответы. Ещё можно играть в «Словесный ряд»: называть подряд разные предметы и обобщающие слова к ним. Ребёнок должен хлопать в ладоши, когда слышит название не конкретного предмета, а группы, например, «животные» или «посуда».
Помимо словесных игр существует огромное количество игр с предметами. Например, «Что изменилось?». На столе выкладываются мелкие предметы (5-6 штук), ребёнок запоминает их расположение. Затем положение предметов меняется. Ребёнок должен восстановить порядок. Отлично развивают внимание и графические игры. Это и картинки с отличиями, и лабиринты, и рисование по точкам.
Слуховую память можно развивать, отбивая определённый ритм вслед за взрослым. Или же повторять числовые ряды в свободной последовательности. Словесная память отлично развивается при повторении ряда из слов. Причём можно задавать ряд из логически несвязанных между собой слов, тогда сложность задания увеличивается. Или же давать слова, которые складываются в определённые категории. В этом случае ребёнку нужно будет называть именно их. Такое задание будет хорошим тренажёром и для мышления. Выезжая на природу или в незнакомое место, обращайте внимание ребёнка на окружающий его мир, природу, звуки, цвета. Акцентируйте внимание именно на образах, пусть малыш запоминает запахи и звуки, краски и свои ощущения от увиденного.
Отдельно хочется напомнить, что ребёнок должен сам непосредственно принимать участие в организации рабочего пространства. Прислушивайтесь к пожеланиям малыша, допустите некоторое «баловство», все-таки ребёнок ещё не школьник. Нет ничего страшного, если он пожелает заниматься непременно с любимой игрушкой за столом.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку в это время. Ведь обучение состоит на 70% из запоминания слов, и только 30% отводится на грамматику.
Внимание, внимание!
Внимание – это способность отбирать самую важную информацию. Только подумайте, что будет с нашим сознанием, если мы станем останавливаться на всех без исключения раздражителях?! Внимание бережёт нас от перегрузки впечатлениями, выделяя только то, что имеет отношение к текущим потребностям. Как вы сами догадываетесь, внимание можно и нужно развивать. Игр-тренингов на внимание очень много.Всем известная игра «Слова», заставляет концентрироваться, запоминать, играть по определённым правилам, развивает кругозор ребёнка. Также интересна игра «Запрещённая буква». В ней ведущий загадывает букву, которую нельзя произносить ни при каких обстоятельствах. А затем начинает задавать каверзные вопросы, что бы «подловить» оппонента. Игра является мощным стимулятором внимания и воображения, ведь надо очень хорошо продумать ответы. Ещё можно играть в «Словесный ряд»: называть подряд разные предметы и обобщающие слова к ним. Ребёнок должен хлопать в ладоши, когда слышит название не конкретного предмета, а группы, например, «животные» или «посуда».
Помимо словесных игр существует огромное количество игр с предметами. Например, «Что изменилось?». На столе выкладываются мелкие предметы (5-6 штук), ребёнок запоминает их расположение. Затем положение предметов меняется. Ребёнок должен восстановить порядок. Отлично развивают внимание и графические игры. Это и картинки с отличиями, и лабиринты, и рисование по точкам.
Память
Это тоже один из базовых процессов, без которых не может формироваться нормально ни один человек. Малыш рождается и вскоре концентрирует внимание на лице мамы, на яркой игрушке, начинает запоминать образы, а через какое-то время и узнавать их. Для развития памяти можно также предложить много весёлых игр. Например, «Сделай как я». Родители занимают в разных местах комнаты на несколько секунд определённые позы, ребёнок должен повторить по очереди каждую из них, учитывая не только последовательность и саму позу, но пространство. Это упражнение задействует двигательную память. Можно поиграть в «Фотоаппарат». Взрослые быстро показывают картинки с изображением различных предметов, малыш должен как можно более полно описать их. Позже то же самое проделывается с сюжетной картинкой, увеличивается лишь время подачи – до 30 секунд.Слуховую память можно развивать, отбивая определённый ритм вслед за взрослым. Или же повторять числовые ряды в свободной последовательности. Словесная память отлично развивается при повторении ряда из слов. Причём можно задавать ряд из логически несвязанных между собой слов, тогда сложность задания увеличивается. Или же давать слова, которые складываются в определённые категории. В этом случае ребёнку нужно будет называть именно их. Такое задание будет хорошим тренажёром и для мышления. Выезжая на природу или в незнакомое место, обращайте внимание ребёнка на окружающий его мир, природу, звуки, цвета. Акцентируйте внимание именно на образах, пусть малыш запоминает запахи и звуки, краски и свои ощущения от увиденного.
В доме, который построил Джек…
Отдельно хотелось бы поговорить про организацию пространства для малыша. Ведь не секрет, что за рабочим столом намного лучше и на самом деле легче учится, чем, например, под ним. Прежде всего, выделите этот самый рабочий стол. Пусть место для творческих занятий малыша будет светлым и удобным. Хорошо, когда вся «мелочь»: карандаши, фломастеры, блокнотики и – убраны в коробки и ящики. Лишняя канцелярия только отвлекает. Простимулировать дополнительную тягу к знаниям можно красочными книжками, тетрадями и детской канцелярией. Когда ребёнку очень нравятся новые красивые карандаши и фломастеры и он получает положительные эмоции, обращаясь с ними, это наилучшим образом скажется, например, на написании, повторении и запоминании новых слов.Отдельно хочется напомнить, что ребёнок должен сам непосредственно принимать участие в организации рабочего пространства. Прислушивайтесь к пожеланиям малыша, допустите некоторое «баловство», все-таки ребёнок ещё не школьник. Нет ничего страшного, если он пожелает заниматься непременно с любимой игрушкой за столом.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку в это время. Ведь обучение состоит на 70% из запоминания слов, и только 30% отводится на грамматику.
Марина Кожевникова, психолог, Москва
Рекомендуем почитать
- Изучаем формы предметов
- Семейные традиции на Руси
- Умные настольные игры
- Учимся, играя (для школьников)
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку