"Игры и Игрушки" №4-2015
Игры после трёх лет
Возраст трёх-четырёх лет является во многом «переломным» в детских играх. Расширяются знания ребёнка, его умения. Изменяется и потребность в игре
При полноценном психическом развитии, к трём годам каждый ребёнок должен пытаться назвать себя именем героя игры, «перевоплотиться» в другого человека, принять на себя роль другого, а не себя. Во время руководства детской игрой взрослый должен не только разнообразить игровые действия и сюжетную линию, но и постепенно с каждым днём, усложнять игровую задачу. Взрослый должен показать ребёнку, как в игре использовать предметы-заместители. Так же родитель или педагог должен вовлекать в игру новых персонажей, учить детей взаимодействовать в различных ситуациях. Взрослый должен научить ребёнка ориентироваться на партнёра по игре, побуждать к речевому контакту, учить правильно строить диалоги, общаться и договариваться.
На четвёртом году жизни у детей сильно возрастает интерес к своим ровесникам. Дети данного возраста постепенно начинают играть не рядом, а вместе, объединяясь по интересам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру, которой руководит взрослый.
Индивидуальные игры в данном возрасте ещё очень просты, большое внимание ребёнок 3-х лет отводит своей игрушке как партнёру по игре. Взрослый обязан обратить внимание малыша на то, что партнёром по игре, вместо игрушки, может стать сверстник, который умеет разговаривать, рассуждать, придумывать новые элементы сюжета игры.
Но помните, что ваше активное участие в игре только обрадует детей. Ведь если взрослый играет с ребёнком, дети чувствуют его заинтересованное участие в их жизни, чувствуют себя нужными и любимыми. А что ещё может быть нужно для полноценного и всестороннего развития маленького, но уже очень смышлёного человека? Каждый без исключения ребёнок стремится подражать взрослому, который несёт малышу информацию о мире людей. Взрослому необходимо постоянно расширять кругозор малыша, сообщать для него не только что-то новое, но и обсуждать ранее изученные моменты. Важно спрашивать мнение ребёнка по тому или иному вопросу: так малыш поймёт, что его мнение важно. Он будет чувствовать себя значимым, это полезно для формирования адекватной самооценки. Интересуйтесь, во что играет ваш ребёнок самостоятельно, какие сюжетные линии использует, когда он играет наедине с собой. Гуляя по улице, обращайте внимание на различных людей, их профессии, род занятий. Возможно, дома ребёнку захочется поиграть в то, что он увидел на улице, например первый поход в театр или цирк, в булочную или на фабрику по изготовлению конфет. Всё, что ребёнок видит вне дома, расширяет его кругозор, обогащает впечатления, знания и эмоции.
Изменения
По достижении возраста 3-х лет у детей активно начинают развиваться предпосылки к сюжетно-ролевым играм. Главную роль из психических процессов здесь выполняет воображение, дети «примеряют» на себя в игре новые социальные роли: мамы, продавца, доктора, воспитателя. Взрослый, в данном случае, создаёт игровую ситуацию, помогает ребёнку развивать сюжет, делать его разнообразным и интересным. Очень важно, чтобы сюжет игры не был однообразным, ребёнку будет интересно «пережить» разные ситуативные моменты, решить несколько сюжетных задач, так малыш научится взаимодействовать и вести себя разными способами, в зависимости от ситуации.При полноценном психическом развитии, к трём годам каждый ребёнок должен пытаться назвать себя именем героя игры, «перевоплотиться» в другого человека, принять на себя роль другого, а не себя. Во время руководства детской игрой взрослый должен не только разнообразить игровые действия и сюжетную линию, но и постепенно с каждым днём, усложнять игровую задачу. Взрослый должен показать ребёнку, как в игре использовать предметы-заместители. Так же родитель или педагог должен вовлекать в игру новых персонажей, учить детей взаимодействовать в различных ситуациях. Взрослый должен научить ребёнка ориентироваться на партнёра по игре, побуждать к речевому контакту, учить правильно строить диалоги, общаться и договариваться.
На четвёртом году жизни у детей сильно возрастает интерес к своим ровесникам. Дети данного возраста постепенно начинают играть не рядом, а вместе, объединяясь по интересам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру, которой руководит взрослый.
Индивидуальные игры в данном возрасте ещё очень просты, большое внимание ребёнок 3-х лет отводит своей игрушке как партнёру по игре. Взрослый обязан обратить внимание малыша на то, что партнёром по игре, вместо игрушки, может стать сверстник, который умеет разговаривать, рассуждать, придумывать новые элементы сюжета игры.
Новые игры
Основными сюжетными играми детей 3-4-х лет являются игры в семью, больницу, магазин. Надо помнить, что кругозор детей очень скудный из-за небольшого жизненного опыта, поэтому взрослый и должен научить их играть, обогащая знания детей в разных жизненных ситуациях. Так можно играть с детьми в зоопарк, почту, салон красоты, мастерскую, автобус, путешествие, парк с аттракционами, всё, что позволит вам фантазия. Основная задача взрослого организовать детей так, чтобы каждый был занят каким-то делом, чтобы все играющие были увлечены игрой и заинтересованы в ней. Так, это может быть магазин с разными «отделами», где несколько продавцов и много покупателей. Так же можно отправиться в путешествие на воображаемом корабле, дать задания каждому из «играющих», и далее сюжет будет выстраиваться сам собой. Через некоторое время ребята начнут играть друг с другом самостоятельно, без организованной помощи взрослого, для которого будет доступна наблюдательная и контролирующая функция.Но помните, что ваше активное участие в игре только обрадует детей. Ведь если взрослый играет с ребёнком, дети чувствуют его заинтересованное участие в их жизни, чувствуют себя нужными и любимыми. А что ещё может быть нужно для полноценного и всестороннего развития маленького, но уже очень смышлёного человека? Каждый без исключения ребёнок стремится подражать взрослому, который несёт малышу информацию о мире людей. Взрослому необходимо постоянно расширять кругозор малыша, сообщать для него не только что-то новое, но и обсуждать ранее изученные моменты. Важно спрашивать мнение ребёнка по тому или иному вопросу: так малыш поймёт, что его мнение важно. Он будет чувствовать себя значимым, это полезно для формирования адекватной самооценки. Интересуйтесь, во что играет ваш ребёнок самостоятельно, какие сюжетные линии использует, когда он играет наедине с собой. Гуляя по улице, обращайте внимание на различных людей, их профессии, род занятий. Возможно, дома ребёнку захочется поиграть в то, что он увидел на улице, например первый поход в театр или цирк, в булочную или на фабрику по изготовлению конфет. Всё, что ребёнок видит вне дома, расширяет его кругозор, обогащает впечатления, знания и эмоции.
Ирина Цыганова, педагог-психолог
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку