Объясняем ребенку разницу между единственным и множественным числом
Изучение темы существительных в единственном и множественном числе, как правило, не вызывает затруднений у школьников. На первый взгляд, подсчет яблок, конфет или баранок кажется простым. Однако время от времени возникают сложности, когда ребенок осознает, что не все предметы в нашем окружении поддаются счету. Число, как изменчивый грамматический признак, демонстрирует, что имена существительные могут варьироваться по числам. Зачем нужно число? Оно помогает определить начальную форму слова. При изменении числа происходит изменение формы и окончания существительного. Существительные, имеющие как единственное, так и множественное число, включают нарицательные конкретные существительные, которые обозначают предметы, подлежащие счету. Эти слова могут использоваться в сочетании с числительными (например, один двор - 10 дворов).
Как объяснить разницу
В русском языке существуют два числа существительных: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет (например, ручка, чашка, стол), в то время как множественное число указывает на два и большее количество предметов (ручки, чашки, столы). Таким образом, предметы можно подсчитать: две ручки, три чашки, четыре стола. Термин «единственное число» происходит от слова «единица», что подчеркивает, что речь идет об одном предмете: один автобус, один портфель, один человек. В отличие от этого, множественное число происходит от слова «много», указывая на количество предметов, превышающее один: шесть карандашей, семь стульчиков, много людей.
Есть категории имен существительных, которые имеют только одну форму числа. Имена существительные только единственного числа. Вещественные имена существительные: бензин, земляника, фарфор. Отвлеченные имена существительные: зелень, желтизна, молодость. Собственные имена существительные: Москва, Волга, Россия. Собирательные имена существительные: родня. Существительные на – мя : пламя. Имена существительные только множественного числа: Вещественные имена существительные: сливки, чернила, дорожки. Отвлеченные имена существительные: сутки, хлопоты. Собственные имена существительные: Альпы, Афины, Лужники. Парные предметы: шорты, сани, ножницы, брюки. Название игр: прятки, городки, жмурки. Название действий: выборы.
Нужно обязательно обратить внимание ребенка на то, что имена существительные именно изменяются по числам, то есть слово может быть как в единственном числе, так и во множественном. Например: сейчас ты закончил один класс, а скоро закончишь два класса. При изменении числа существительного меняется его форма. В единственном числе это слово заканчивается на – а. Слово во множественном числе заканчивается на – и. Пример: линейка и две линейки, собака и три собаки.
Упражнения
- «Один-много» - ребенку демонстрируется картинки с изображением одного предмета, и предлагается найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве. Обязательно нужно проговорить это слово вместе с ребенком, если он затрудняется сделать это сам.
- Попросите посмотреть ребенка вокруг себя и назвать все имена существительные, которые есть рядом в данный момент. Например: окно, дверь, шторы, стены, столы и так далее. А теперь пусть скажет, что из этого находится в единственном числе, а что во множественном. Если предметов много посчитайте их вместе. Например: одно окно, две шторы, четыре стены.
- Предложите ребенку разделить слова по форме числа. Пусть он отложит карточки с картинками предметов во множественном числе в одну кучку, а с предметами в единственном числе в другую. Сметана, брюки, яблоко, мел, чай, качели, ворота, сковородка, тарелки, картошка, воробьи, груша, тетради.
- Предложите поставить имена существительные в начальную форму. Березы (береза), яблоки (яблоко), карандаши (карандаш).
- Попросите малыша внимательно слушать произносимые вами слова, если слово в единственном числе попросите хлопать один раз в ладошки, если слово во множественном числе хлопать два раза. Капуста, книги, ручка, стены, дверь, окна, тетрадка, стулья, картошка, яблоки и так далее.
Способы определения числа
Для определения единственного или множественного числа можно использовать наглядный метод: разместите одно яблоко на одной тарелке, а несколько яблок на другой. В русском языке также существуют местоимения, которые помогут установить число существительного. Местоимения единственного числа: он, она, оно. Местоимения множественного числа: они. Нужно пояснить ребенку что, если мы будем подставлять местоимения к любому слову, мы сможем быстро и легко определить число имени существительного. Например: «ножницы» - они (множественное число), «мед» - он (единственное число), «шорты» - они (множественное число), «собака» - она (единственное число), «ножницы» - они (множественное число).
Методы определения множественного числа
Для более старших ребят можно предложить данный способ определения числа имени существительного.
- С помощью окончаний –и, -ы, -а, -я,-е. Например: письмо- письма, поле- поля, крыло- крылья.
- Для определения множественного числа можно использовать чередование суффиксов. Лисенок (суффикс –енок-)- лисята (суффикс –ят-); Теленок (суффикс –енок-) – телята (суффикс –ят-).
- В некоторых случаях формы множественного числа можно образовать заменой корня. Человек- люди, ребенок- дети.
- Еще один признак формы множественного числа у существительных – перемещение ударения и чередование согласных. Например: гриб- грибы, друг- друзья, звено- звенья.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 12.11.2024
Рекомендуем почитать
- Комментарии