Учим ребенка различать право и лево
Этапы обучения
Проще всего для начала использовать в обучении собственное тело ребенка. Затем можно переходить к обуви, варежкам и сторонам света. Ученые считают, что ребенок должен усвоить, какая рука у него является доминирующей. Обычно это становится понятно к трехлетнему возрасту. Ребенку следует объяснить, что правая рука – та, которой он любит рисовать, если он правша. Запомнив это, малыш поймет, что другая рука, в которую он не любит брать карандаш, будет левой. Научившись различать левую и правую руки, ребенок должен узнать, что и все части тела, находящиеся ближе к правой руке, называются правыми: глаз, ухо, нога, локоть, колено. То же относится и к левой стороне.
Эти новые понятия следует закреплять в ежедневных занятиях, например, давать пояснения во время одевания. Дети с удовольствием выполняют упражнения на внимание: дотронуться правой рукой до левого уха, левой рукой до правой ноги и т.д. Затем можно приступить к определению пространственного расположения предметов. Ребенка можно попросить принести предмет, расположенный от него слева, справа, сказать, что находится у него по левую или по правую руку. В 4–5 лет дети уже должны научиться определять направления и соотношение между предметами и применять эти знания. Ребенок должен усвоить, что все предметы, расположенные ближе к левой руке, находятся слева от него и наоборот. То же правило относится и к направлениям «налево» и «направо».
Чтобы закрепить принципы направлений в пространстве, можно прибегнуть к играм, например, поставить в один ряд несколько игрушек и загадать одну из них. Задача малыша – угадать эту игрушку, а когда он укажет на не ту, его нужно направить с помощью слов «правее» или «левее». Во время прогулки можно комментировать свой маршрут, говоря вслух, что сейчас будет поворот налево, а справа только что проехала машина. В наше время многие дети учатся определять направления движения с помощью навигатора, комментирующего езду родительской машины. Вначале они слышат, например, «через 50 метров поверните направо», а потом дожидаются поворота, понимая, где же находится правая сторона. В обыденной жизни при разговоре с ребенком полезно акцентировать его внимание на положение предметов в пространстве. Например, спросить, где любимая кукла дочери и подсказать, что она сидит справа от кубиков или попросить принести носовой платок, лежащий в левом ящике комода.
Когда ребенок немного подрастет, ему можно предлагать более сложные задания. Здесь ему потребуется уже не просто вспоминать, где лево, а где право, но и двигаться в нужном направлении. Обучение направлениям можно совмещать с обучением счету. Пусть малыш закроет глаза, а затем повернется в требуемую сторону и сделает несколько шагов в том направлении. Потом, не открывая глаз, он должен угадать, где он находится. Подобная игра подойдет для трехлетних детей. Если малыш пока не освоил счет, то им можно командовать, прося шагнуть, еще шагнуть, еще шагнуть, повернуть налево и т. д. С помощью этой игры он не только закрепит знания о «право» и «лево», но и научится пространственному ориентированию.
Каждый из нас имеет свое «лево» и «право», и ребенку нужно это усвоить. Это умение можно отрабатывать с помощью зеркала либо встав к малышу спиной, попросить его показать правую руку мамы. После этого на правые руки обоих повязать ленточки, а затем повернуться лицом к ребенку. И снова спиной. При этом упражнении ребенок должен запомнить, что правая рука всегда одна и та же, хотя он может видеть ее с разных сторон маминого тела. В зеркале же ребенок увидит, что «хитрое» отражение повязало ленточку на левую руку, хотя у него она на правой – потому что это отражение, а не реальный предмет. Есть множество подвижных и настольных игр, где движения нужно выполнять в разные стороны. Они поспособствуют тому, как легко научить ребенка различать лево и право. Дошкольникам 5–7 лет можно предложить графические диктанты, где детям приходится под диктовку взрослого вести линии по клеткам в нужном направлении. Детям более младшего возраста такое занятие будет выполнять трудновато.
Развивающие игры для обучения
– Игра «Поиски сокровищ»: спрячьте игрушку или приз в разных местах комнаты и указывайте ребенку направление, в котором ему следует двигаться, например, пройти пять шагов вправо, затем сделать еще три шага влево.
– Игра «Навигатор»: отправляясь на прогулку, сообщайте ребенку, куда вы идете, и просите его озвучивать маршрут, как будто он навигатор в автомобиле.
– Игра «Угадай-ка»: спрячьте в руке какой-нибудь предмет и просите ребенка угадать, в какой руке он находится, называя правую или левую сторону.
– Игра «Путаница»: встаньте друг напротив друга и проговаривайте вслух команды, например, левую ногу вперед, правой рукой погладить себя по голове. Начните с медленного темпа, чтобы ребенок хорошо усвоил, где лево, а где право. Затем ускорьте темп и иногда делайте неверные движения, чтобы ребенок учился избегать ошибок.
– Рисование по клеточкам: предложите ребенку нарисовать рисунок, следуя вашим инструкциям, где каждая клетка соответствует определенной части тела, например, голова, туловище, руки и ноги.
– Игра «Регулировщик»: создайте игровую ситуацию на полу, где ребенок будет указывать машинам, куда ехать, используя команды «вправо», «влево», «вперед» и «назад».
– Книги с лабиринтами: предложите ребенку пройти лабиринт, следуя вашим инструкциям и проговаривая вслух, куда он поворачивает.
– Игра «Угадай слово»: выберите предмет или объект, находящийся в поле зрения ребенка, и попросите его угадать слово, используя подсказки «ближе», «дальше», «правее» и «левее».
– Рисование по инструкциям: дайте ребенку подробные инструкции о том, что и где рисовать, например, в центре листа нарисуйте домик, слева от него – дерево, а справа – кошку.
Обучение умению различать право и лево важно для развития пространственной ориентации и адаптации ребенка в обществе. Начинать обучение следует в дошкольном возрасте, примерно с трех лет. Родители должны активно участвовать в процессе, объяснять понятия «лево» и «право», используя примеры из повседневной жизни. Практические упражнения, игры и задания помогут ребенку быстрее и легче освоить навык.
- Комментарии