"Игры и Игрушки" №2-2014
Японский кроссворд
Находим ключевые блоки
Прошлое занятие было посвящено знакомству с кодировкой шифра японского кроссворда. Для постепенного привыкания использовался упрощённый вид этого шрифта, понятный даже дошкольникам, умеющим немного считать. Во «взрослом» японском кроссворде всё сложнее: цифры фона не указываются, и подобный кроссворд предстаёт уже совсем в другом виде. В качестве примера рассмотрим монохромный кроссворд «Ёлка», выполненный зелёным цветом на белом фоне (Рис. 1).Цифра 1 в первой строке означает, что в ней только одна клетка рисунка; цифры 1 и 2 во втором столбце – что в этом столбце находятся два элемента рисунка: один, верхний, состоит из одной клетки, а другой, расположенный ниже (но не соприкасающийся с верхним; иначе вместо цифр 1 и 2 в этом столбце стояла бы цифра 3 – сумма этих цифр), из двух.
Как же узнать, откуда начинаются клетки элементов рисунка, каково расстояние между элементами одной строки или столбца? Очень часто это сложная задача, требующая, прежде всего, зоркости, аналитического мышления, усидчивости.
Итак, давайте представим кроссворд «Ёлка» в неразгаданном виде. (Рис. 1). Только добавим туда снизу буквенные обозначения – для столбцов, и цифровые, справа – для строк, необходимые нам для объяснения. Пока мы будем рассказывать о том, как этот кроссворд решается, вы можете сверяться с уже найденным решением, изображённым ранее.
Прежде всего, как и в ранее решаемых нами головоломках, нужно попробовать найти так называемый ключевой блок (строку или столбец), где все клетки были бы определяемыми однозначно, без вариантов. Ключевыми блоками в рассматриваемом кроссворде будет столбец «Г» (все его девять клеток входят в рисунок), и восьмая строка (все её семь клеток тоже входят в рисунок). Закрашиваем все клетки этих блоков (Рис. 2).
Теперь обращаем внимание на первую строку: согласно кодировке, в ней только одна закрашенная клетка, и мы уже нашли её – следовательно, остальные клетки пустые. Помечаем их крестиками.
Применяя аналогичные рассуждения ко всем блокам, в которые, согласно кодировке, входит только одна закрашенная клетка: третьей и девятой строкам, столбцам «А» и «Ж», помечаем крестиками все их свободные клетки (Рис. 3).
Далее замечаем, что в пятой и седьмой строках все клетки уже определены (по пять клеток), и закрашиваем их (Рис. 4). Теперь обращаем внимание на столбцы «Б» и «Е», которые имеют по два элемента, состоящие из одной и двух клеток. Эти элементы мы уже нашли, следовательно, остальные клетки в них – пустые, их можно пометить крестиками (Рис. 5). Ну, а теперь осталось только завершить вторую, четвертую и шестую строки (Рис. 6).
Всё просто, не так ли? Попробуйте теперь решить самостоятельно следующие задания.
В компьютерные версии подобных кроссвордов можно поиграть на сайте детских компьютерных игр «Логозаврия. Умные игры для умных детей, родителей, учителей» www.logozavr.ru, в разделах для детей 6–7 лет.
Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!
Виктор Варченко, доцент кафедры педагогики
и образовательных технологий БФУ им. И.Канта
Рекомендуем почитать
- Учимся пересказывать
- Стенды для детского сада
- «Профессор Бинардик»: для игры и обучения
- Авторские развивающие игры
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии