"Игры и Игрушки" №5-2014
Японский кроссворд: когда ключевой блок не виден
На Рис. 1 представлен кроссворд с зашифрованным изображением собачки. Напомним, что числа, расположенные слева и сверху от этого изображения, указывают количество подряд закрашенных клеток. Если чисел несколько, то мы имеем дело с несколькими группами таких клеток. Например, числа 2 и 4 в столбце З указывают на то, что в нём расположены две группы подряд закрашенных клеток: верхняя, состоящая из двух клеток, и нижняя, из четырёх. Группы должны быть разделены промежутком, минимум в одну пустую клетку. Аналогичная кодировка применяется и для строк.
Итак, наше изображение имеет размер 9х11 клеток, а ключевые блоки, полностью состоящие из заполненных клеток, найти не удаётся. С чего начать решение, на что необходимо обратить внимание? Конечно же, как это мы делали и прежде, на блоки с наибольшим количеством закрашиваемых клеток.
Анализ показывает, что самыми заполненными блоками являются десятая строка, состоящая из восьми подряд закрашиваемых клеток, и столбцы Е и Ж, состоящие из десяти и девяти таких клеток соответственно.
В качестве примера рассмотрим десятую строку, состоящую из девяти клеток, восемь из которых могут быть закрашены. Зададим вопрос: а где может быть расположена оставшаяся девятая, пустая? Ответ несложный: она стоит первой или последней. Следовательно, мы можем смело закрашивать в этой строке клетки со второй по восьмую, то есть, поля с Б-10 по З-10. Аналогичные рассуждения можно провести и для столбцов Е и Ж, состоящих из одиннадцати клеток (Рис. 2).
Обращаем внимание, что теперь мы уже можем указать ключевой блок, в котором определены все клетки. Это четвёртая строка, в которой уже закрашены две клетки, следовательно, остальные — пустые. Отметив их крестиками, далее можно было бы проанализировать содержимое столбца Д и обнаружить, что все его закрашиваемые клетки находятся ниже, начиная с поля Д-5 (Рис. 3). Таким образом получаются определены третья, пятая и шестая строки.
Однако, на этом занятии мы пойдём другим, более трудным, но зато полезным путём. Вернёмся назад (Рис. 2) и попробуем найти закрашиваемые клетки в других блоках.
Восьмая строка: закрашиваем поле Д-8, так как оно в любом случае должно входить в состав группы из пяти закрашенных клеток в этой строке.
Девятая строка: закрашиваем поля Г-9 и Д-9, аналогично.
Столбец В: закрашиваем поле В-9.
Столбец Г: закрашиваем поля Г-8 и Г-7.
Седьмая строка: закрашиваем поле Д-7.
Столбец Д: закрашиваем поля Д-6 и Д-5.
Столбец З: закрашиваем поля З9 и З8 (Рис. 4).
Ну, а теперь отметим крестиками пустые поля (Рис. 5). Далее появляется возможность заполнить столбцы А, Б, В, Г, Д, Е, и головоломка почти решена (Рис. 6).
В компьютерные версии подобных кроссвордов можно поиграть на сайте детских компьютерных игр «Логозаврия: умные игры для умных детей, родителей, учителей» www.logozavr.ru, в разделах для детей 8–10 лет. Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!
Виктор Варченко, доцент кафедры педагогики
и образовательных технологий БФУ им. И.Канта
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии