"Игры и Игрушки" №1-2021
У ребёнка заниженная самооценка. Что делать?
Потом приходит время пойти в детский сад, где поначалу ничего не меняется и взрослые рады любым успехам малыша. А вот ближе к школе у ребёнка начинает формироваться абстрактно-логическое мышление, что позволяет ему не только мыслить категориями «животные», «времена года», но и проводить сравнительный анализ, например, сравнивать себя со сверстниками.
Через это сравнение у дошкольника появляется некоторое представление о своих достоинствах и недостатках: «Я бегаю лучше Пети», «Я самый высокий в группе», «Я рисую хуже Маши», «Одеваюсь я медленнее всех». Как раз в этот период родители начинают замечать, что ребёнок может засомневаться в себе или пожаловаться, что с ним никто не дружит. В таких ситуациях понятно, что он оценивает свои навыки и умения невысоко. Если это происходит регулярно, то можно говорить о снижении самооценки.
Стоит ли из-за этого волноваться? Психологи считают, что самооценка у человека должна быть адекватной, а именно выше среднего. То есть ребёнок должен считать себя достаточно хорошим, умным, здоровым, способным, уверенным в себе. При этом оценка себя должна быть критичной, проще говоря, справедливой. Если ребёнок ощущает, что он хуже или, наоборот, лучше всех, пора обратить на это внимание и помочь формированию правильного образа «Я». Для этого можно определённым образом организовать игровую деятельность дома или в детском коллективе.
В игре у ребёнка должна возникать «ситуация успеха»
- Развивающие игрушки не должны быть слишком сложные, иначе он может вообще отказаться в них играть. Лучше предложить что-то посильное, а может быть даже и простое. Когда уверенность в своих силах возрастёт, он сам захочет что-то посложнее.
- Настольные игры желательно выбирать такие, где-либо все играют «против игры», либо выигрыш зависит от случая, либо ребёнку можно дать фору. Хорошо влияют на самооценку настольные игры для одного человека, где постепенно повышается уровень сложности заданий. В такой игре у него нет соперника, он соревнуется сам с собой и поэтому каждый новый уровень, автоматически становится победой.
Чаще играйте в игры, где у ребёнка будет главная или ответственная роль
- В коллективных играх можно выбирать его капитаном команды или давать ему дополнительные полномочия (раздавать инвентарь, записывать очки).
- Дома в качестве развлечения можно разыгрывать театральные сценки с переодеваниями, где ребёнку можно предложить исполнить роль Короля, Супергероя или Волшебника.
Делайте акцент на положительных качествах и успехах ребёнка в любой области
- Для детей отлично подходят наглядные приёмы. Например, известная игра «Ромашка» или «Солнышко». Для игры нужно вырезать из бумаги серединку, написать в ней имя ребёнка (или даже вклеить фото), а на лепестках/лучиках писать его хорошие качества или поступки.
- Во время сюжетно-ролевых игр обращайте внимание на достоинства ребёнка – фантазию, ловкость, сообразительность.
При любом удобном случае подчеркивайте уникальность и неповторимость ребёнка
- Чтобы себя оценить, нужно сначала себя хорошо узнать, изучить. С детьми можно начать с простых моментов. Например, с имени. Можно поговорить о том, что означает имя ребёнка и почему родители выбрали именно его. Сделать поделку «Моё имя» - написать его крупными буквами и украсить подручными материалами.
- Полезными будут и другие игры на изучение каких-то своих особенностей. Дети любого возраста охотно играют в «Обводилки». Можно обвести свою ладошку с растопыренными пальцами, а если есть кусок ненужных обоев, то всего себя и потом раскрасить контур как душа пожелает.
Полезны будут и игры, которые учат ценить себя
- Ребёнок с заниженной самооценкой склонен обесценивать свои достижения или считать, что их и вовсе нет. В этом случае опять хорошо использовать принцип наглядности. Заведите «копилку» - специальную для монеток или просто прозрачную баночку - и в конце каждого дня кладите туда бумажки с описанием, что получилось у ребёнка сегодня. Рисунки, поделки, отметки, помощь по дому, спортивные успехи, забота о близких людях и многое другое. В минуты уныния можно доставать эти бумажки, перечитывать и напоминать ребёнку, как много у него поводов, чтобы гордится собой.
- С этой же целью можно играть в «Комплименты» парами или группой. Несколько минут ребёнку говорят, что окружающим в нём нравится. Важно потом поменяться ролями, чтобы самооценка ребёнка не превратилась в завышенную, и он понимал, что у других тоже есть масса достоинств.
Екатерина Винокурова, детский психолог,
член Ассоциации песочной терапии
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии