"Игры и Игрушки" №4-2012
Строительные наборы
Какой строительный набор использовать?
- Кирпичик
- Кубик
- «Крыша» (треугольная призма)
- Полукуб
- Брусок
- Пластина
Ничего страшного, если каких-то из перечисленных элементов в вашем домашнем строительном наборе нет, наверняка есть другие, не менее интересные и полезные. Но всё-таки методика есть методика, и мы будем ей следовать. Из представленных в магазинах строительных наборов отечественных производителей мы выбрали те, в которых присутствует предложенный Л.А. Венгером набор форм.
Конструкторы «Берёзовый домик» и «Буковый домик» от «Царицынской игрушки» (г. Волгоград).
- Строительный набор № 2 и Строительный набор № 3 от «Цесаревича» (г. Москва).
- Напольный конструктор «Строитель» и напольный конструктор «Архитектор» от фирмы «Престиж» (г.Гатчина).
- Напольный конструктор «Строим сами» и набор строительных деталей «Развитие» от «Краснокамской игрушки» (г. Пермь).
Игра с ребёнком 3-х лет
В самых первых играх со строительным набором пригодятся только кирпичики, кубики и призмы. Родителям, когда они строят что-то с ребёнком, рекомендуется проговаривать свои действия и названия строительных блоков, однако совершенно не обязательно просить ребёнка повторять или экзаменовать: всё и так запомнится, если заниматься совместным строительством регулярно.Играть лучше на полу и с первого раза приучать ребёнка после игры складывать набор в коробку самостоятельно.Начинать лучше с самых простых построек и строить не просто так, а в форме игры: придумать персонаж, которому нужен дом. Если ему необходимо пойти за покупками, нужна дорожка. А если он едет на машине? Тогда дорожка должна быть шире!Первый этап — конструирование по образцу, когда ребёнок повторяет вслед за взрослым все этапы строительства. А когда становится чуть старше, смотрит на готовый образец, предложенный взрослым, и пытается его воспроизвести.
Вслед за этим следует перейти к конструированию по заданным условиям. В этих упражнениях ребёнок сам догадывается о том, какой должна быть постройка. Допустим, взрослый придумывает задание сделать дом для жирафа и дом для удава, а малыш уже догадывается, какими должны быть эти дома.
Следующий этап заданий — конструирование по чертежу. Сначала должна быть прорисована в натуральную величину каждая деталь будущего дома или моста, а не сооружение полностью. Можно начинать с вида сверху, так чтобы ребёнок во время постройки мог прикладывать кубики к чертежу и проверять, правильную ли деталь выбрал. Затем можно совмещать вид сверху и вид сбоку, делать чертежи меньшего размера, чем будущая постройка.
И не стоит забывать о конструировании по собственному замыслу. Важно помочь малышу воплотить свои фантазии в жизнь и поощрять его выдумывать новое.
Не стоит оставлять постройки незавершёнными. Даже если ребёнку наскучила игра, домик или другое сооружение стоит достроить взрослому, и при этом постараться создать у ребёнка впечатление, что это он сам закончил строительство.
Игра с ребёнком 4-х лет
Игры и постройки усложняются. Ребёнок строит уже не просто дом из кирпичика и треугольника сверху, а создаёт замкнутое пространство с потолком, ограниченное стенами, с выходом. Чем на новом этапе может помочь взрослый?Важно продолжать выполнять упражнения, предложенные для трёхлеток. В конструировании по заданным условиям стоит подумать о пространственных ситуациях, расположении объектов друг относительно друга. Например, построить детскую площадку справа от дороги, а окно в домике сделать так, чтобы кукла могла видеть из него своих детей, играющих на этой площадке.
Нужно усложнять конструкции, предлагать всё новые интересные постройки и способствовать тому, чтобы ребёнок понял, как их лучше всего сооружать. Но это не самая важная задача в этом возрасте. Главное — обучить ребёнка использовать новые виды.
Для ребёнка четырёх лет рекомендуется вводить такой образец, как схема или план, которая не предполагает точного и детального изображения будущей конструкции. Другой вид образцов — обычный рисунок, изображающий заданный объект. Ребёнок, глядя на рисунок, может сам догадываться, какие детали строительного набора стоит использовать, чтобы получился, например, платяной шкаф с дверцами или самосвал.
Методиками Венгера могут пользоваться не только специалисты, но и обычные родители. Главная его мысль проста и понятна каждому: без помощи взрослого ребёнок не достигнет высокого уровня развития. Иными словами, с детьми нужно заниматься, особенно в дошкольном возрасте.
Роль конструирования по собственному замыслу у детей четырёх лет более важна, чем у детей младшего возраста. При этом необходимо обговаривать с ребёнком замысел постройки, чтобы строительство не превратилось в бессмысленную манипуляцию с деталями набора.
Материал предоставлен интернет-сообществом
для мам Fly-Mama.ru
Евгения Шафферт
Рекомендуем почитать
- Комментарии