«Игры и Игрушки. Гид» №2-2021
Прогнозы и реальность…
Бизнес подводит итоги каждый календарный год и, конечно, ему нужны вводные, чтобы строить планы на будущее. Специалисты составляют прогнозы на основе данных, полученных от авторитетных источников, чтобы компаниям было легче корректировать свои финансовые модели. Но, вдруг, случается то, что рушит все планы и не поддается никаким прогнозам… Мы все оказались в такой ситуации в 2019 году и стойко выдержали все испытания в 2020-м. И теперь, в 2021 году мы должны принять новую реальность и адаптировать свой бизнес под неё. Как? Давайте разбираться вместе с экспертами
- Переток покупателей из специализированных магазинов в гипермаркеты, а теперь в онлайн гипермаркеты, как изменился поведенческий фактор покупателя?
- Поведение потребителей в этом и прошлом году скорректировали пандемия и временные локдауны. В 2020 году рынок как будто замер, мы не фиксировали ни падения, ни роста: люди продолжали покупать конструкторы, машинки и настольные игры, замещая ими рестораны, путешествия и другие способы проведения досуга.
Из-за пандемии в 2020 году люди намного реже ходили в магазины игрушек, редко совершали спонтанные покупки, и заказы многих игрушек переместились в онлайн. Поэтому последние полтора года активно развиваются онлайн продажи, чья доля теперь заметно выше, нежели до пандемии, тогда как продажи офлайн ещё не достигли допандемийных показателей. В этом году уже NPD Group наблюдает восстановление: продажи в первом полугодии 2021 выросли на +19% в стоимостном выражении к 2020 году, причём российский рынок игрушек растёт и по сравнению с докризисным первым полугодием 2019 года.
- Взрывной рост сейчас у поп-итов и симл-диплов, тоже игрушек антистресс, которые сейчас продаются везде, в том числе переходах метро и на кассах рядом с товарами импульсного спроса. Летом 2021 мы фиксировали рост продаж игрушек для улицы, спровоцированный жарой. Уверенный рост наблюдаем у плюша и конструкторов, а также модных кукол и машинок на радиоуправлении. В прошлом году покупали много самокатов, скейтов, трёхколёсных велосипедов и надувных бассейнов, тогда как в этом году рост сменился падением, поскольку все уже закупили средства передвижения и бассейны, и приобретать новые не имеет смысла.
Интересные изменения происходят с коллекционными куклами как, например, игрушки LOL. В 2021 году они продолжают падать, но причин этому несколько. С одной стороны, возможно, что началось падение интереса, ушло чувство новизны. С другой стороны, из-за пандемии сбоит и дорожает логистика, и, как следствие, мало товаров представлено на полках магазинов, поэтому истинного масштаба неудовлетворенного спроса участники рынка не знают. Настольные игры выросли в январе-мае 2021 г на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2020 и на целых 43% к январю-маю 2019 г. Толчком для роста в России стал карантин: люди вспомнили, что можно играть друг с другом в настольные игры. Родители старались сократить детское время у экранов, и оказалось, что настольные игры – это интересно и весело. Можно всем вместе собраться за столом и отлично провести время. До пандемии российский сегмент настольных игр был далёк от насыщения. Далеко не все успешные международные игры попадали в Россию, а те, что переводили на русский язык и адаптировали, часто отпугивали покупателей высокой ценой. С ростом популярности настольных игр, потребители стали покупать больше дорогих игр – доля настолок, с ценой свыше 1000 руб. выросла за два года на 3 процентных пункта и составила 53% в январе-мае этого года. Когда-то такой же сдвиг произошёл в сегменте конструкторов: потребителям стало ясно, что образовательные, развивающие и занимательные функции конструктора окупают стоимость набора.
- Для ретейлеров – это в первую очередь повышение собственной маржи с продаж, поскольку из цепочки исключается дистрибутор. Товаров с собственными торговыми марками у лидеров рынка детского ритейла очень много, причем это игрушки в самых разных ценовых категориях, от бюджетных формочек и лопаточек для игры в песочнице, до более сложных и дорогих игр. Остальным – дистрибьюторам и производителям – имеет смысл как можно больше ресурсов тратить на создание сильных брендов и развитие лицензий, которые, как мы наблюдаем последние несколько лет, развиваются очень активно. Крупнейшие глобальные компании выделяют бюджеты на создание собственных полнометражных фильмов, YouTube каналы и прочие.
- Отечественными игрушками можно считать достаточно широкий спектр продуктов (розничные сети с собственными марками; дистрибуторы, развивающие собственные марки; игрушки с персонажами отечественных анимационных студий) - далеко не все из них производятся на территории России. В целом, таким игрушкам принадлежит значительно большая часть рынка – около четверти от объёма рынка, и эта доля достаточно стабильна.
- Лицензионные игрушки росли в первом полугодии текущего рынка в два раза быстрее, чем не лицензионные – на 34% к 2020 году, по сравнению с +16% на остальные игрушки. На первом месте как по продажам, так и по вкладу в рост выручки за последний̆ год, находится лицензия Minecraft. Эта лицензия представлена разными продуктами, но конструкторы являются основным драйвером продаж. На втором месте – бренд «Холодное сердце», однако по росту продаж эта лицензия только на 21 месте – пик роста этих игрушек пришёлся на 2020 год, когда их популярность поддерживалась недавно вышедшим фильмом. На третьем месте среди самых продаваемых лицензионных продуктов – игрушки с персонажами франшизы «Гарри Потер», также в значительной̆ степени поддерживаемые продажами конструкторов. «Гарри Поттер», как и Minecraft, вошёл в пятерку самых растущих лицензий в этом году.
Рекомендуем почитать
- Полезный досуг
- Сертификация детских игрушек
- Журнал «Игры и Игрушки». Всегда с тобой!
- Алла Романова, главный редактор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии