"Игры и Игрушки" №3-2022
Музыка и развитие речи ребёнка
Малыш родился, его окружают звуки: погремушки, музыкальные игрушки. Всё это учит его выражать свои эмоции. Затем, привыкая к ритмичности, мелодичности звуков вокруг малыш начинает сам их издавать. Если звуки вокруг него резкие, громкие, то и сам малыш научится произносить их в том же духе. Ну, а если он окружен спокойствием, заботой, красивыми мелодиями, мама поёт колыбельные песенки, смотришь, и малыш начинает проявлять такие же эмоции и развивается по нужным ступеням. Это самое начальное, элементарное, что происходит под влиянием музыки с ещё маленьким человечком. А в дальнейшем, по мере того как растёт ребёнок, происходит его «рост» и в музыкальном плане, и в плане собственного развития.
Музыка развивает в ребёнке многие навыки: слух (и не только музыкальный, но и фонематический, который необходим для развития речи), чувство ритма, память, правильное дыхание и умение владеть своим голосом, словарный запас и кругозор, эмоции и чувства, вырабатывает интонационную окраску голоса.
Затрону несколько моментов более подробно. Логопеды, зачастую, на своих занятиях прибегают к музыкальным инструментам, логоритмике, пальчиковым играм, и это не случайно, так как все вышеперечисленные функции влияют на развитие речи, правильному её звучанию и звукопроизношению. Поэтому, всё это и используется на коррекционных занятиях. Но родители, в свою очередь, это первые для малыша помощники, которые могут самостоятельно дома играть с детьми и во время игры прибегать к музыкальным приёмам.
Допустим, поём потешки или другие детские песни. При этом можно хлопать в ладоши, топать ножками, но не хаотично, а ритмично, чтобы ребёнок привыкал к чувству ритма и интонациям. Также, во время пения потешек, можно прибегать к пальчиковой гимнастике, что способствует развитию полушарий, а соответственно влияет на развитие речи малыша. Кроме того, когда ребёнок познаёт что-то новое, запоминает слова, начинает понимать их смысл, то и речь его становится обогащённой и разнообразной.
Музыкальные инструменты. Эта тема достаточно обширная. Очень много специалистов-неврологов очень рекомендуют детям занятия именно на музыкальных инструментах, особенно детям с гиперактивностью (СДВГ).
Гитара, балалайка, укулеле – это струнные инструменты. Во время игры, как правило затронута одна рука, которая перебирает струны, а вторая рука держит инструмент и заживает струны. Задействуются подушечки пальцев, в которых очень много нервных окончаний, которые отвечают за развитие мозга и развитие речи. Ребёнок не сразу конечно же, не с первых занятий, но начинает концентрировать своё рассеянное внимание на струнах, на мелодии, которую должен сыграть. Развивается память, так как нужно запомнить где какие ноты находятся, и сыграть мелодию – это большой труд для малыша. Развивается речь, так как ребёнок во время общения с педагогом, изучает не только нотный стан, но и узнает про композиторов, музыкальные произведения, окружающий мир, познаёт новое и обогащает свой кругозор.
Фортепиано – это уникальный инструмент, благодаря которому развиваются оба полушария головного мозга, что способствует развитию речи, мышлению, логике. Так как игра на фортепиано это сложные кинезиологические упражнения своего рода. Ребёнок играет левой рукой одну мелодию, правой рукой – другую, ногой наживает педаль. Одной рукой нужно играть в медленном ритме, другой рукой – в быстром ритме, затем одновременно сыграть что-то ритмическое, сделать паузы, сыграть очень громко, или очень тихо. Ещё ребёнок считывает ноты глазами одновременно во время игры на инструменте, то есть задействуются слуховые и зрительные рецепторы мозга, что благотворно влияет на речь и память, потому что работают оба полушария мозга. Когда мы говорим, мы делаем паузы, говорим то громко, то тихо, выражаем свои эмоции и так далее, в этом помогают ритмические занятия сольфеджио, вокалотерапия на хоровых занятиях, слушание музыки развивает кругозор и память. Поэтому, занятия на фортепиано очень благотворно влияют на развитие не только речи, но и развитие ребёнка в целом. Причём, полезно детям и с СДВГ, и леворуким детишкам.
Если пересилить первые сложности, связанные с освоением инструмента, то можно помочь ребёнку в его развитии, как в духовном, эстетическом, так и интеллектуальном.
Подводя итог, хочется сказать, что музыка – вокруг нас, и она способствует развитию детей. Желаю каждому родителю присмотреться к своим чадам, понять какой инструмент вызывает положительные эмоции, или какие песни больше всего малыш любит и развивать музыкальное восприятие, которое поможет в дальнейшем ребёнку правильно говорить и логически мыслить.
Марина Палочкина, учитель-логопед
ГБОУ Школы №460 г. Москвы
Рекомендуем почитать
- Гороскоп с улыбкой (февраль - март)
- В гостях у дымковских мастеров
- Секреты общения
- Остров вечной весны
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии