«Игры и Игрушки. Гид» №1-2022
Маркировка игр и игрушек?! Ну, нет…
Наверно, нет ни одной компании, которую подобные сообщения не вывели бы из равновесия. Мало нам политических, экономических и социальных потрясений. Пандемия перевернула все привычные производственные процессы, и вот, только мы постарались хоть сколько-нибудь всё отладить, как тут очередные нововведения, которые потребуют дополнительных затрат и дополнительных ресурсов.
Давайте рассмотрим, какие же игры и игрушки хотят маркировать? Предложения озвучены следующие - краски, пластилин, смеси для лепки, кукол и фигурок людей и животных, настольные игры, самокаты, игрушечные гоночные машины и оружие. А теперь давайте посмотрим примерную стоимость товаров в этих категориях. Эконом вариант начинается от 30 рублей (пачка карандашей, красок или подобных товаров) и до 3000-5000 тысяч, если мы берём самокаты.
А теперь давайте обратим внимание на то, с чего всё началось – маркировка меховых изделий, стоимость которых в среднем 80000-100000 тыс. за единицу. Несложная арифметика – тут даже считать не нужно, во что это может вылиться для производителей и торговых компаний нашей с вами отрасли.
Конечно, ничего не бывает просто так, и чиновники нам приведут красивые цифры, которые обосновывают данные нововведения и тут ничего не скажешь. По данным АИДТ, в 2021 году контрафакт в сегменте лицензионных детских игрушек с использованием анимационных образов превысил 43 %. Однако, по словам представителя ассоциации, доля подделок высока только в четырёх-пяти видах детских товаров из 215 — в основном среди кукол, машинок, конструкторов и настольных игр. Президент АИДТ Антонина Цицулина считает, что введение маркировки для этих игр и игрушек поможет обелить рынок, но вводить её для всех категорий не нужно, тем более что ни производители, ни дистрибьюторы, ни розничные сети к этому не готовы.
На первый взгляд, затраты в 50 копеек (без НДС) на маркировку единицы товара, вроде бы не должны привести к глобальному подорожанию на рынке игрушек, но давайте подумаем о нагрузке на предприятия, которую повлечет данная опция. Маркировка не сводится только к закупке наклеек - это часть большой технологической системы, в которой на всех этапах нужно обеспечить работу без сбоев, закупку необходимого оборудования всеми участниками, привлечение технических специалистов, которых маленькие компании не могут себе позволить.
Гендиректор производства игрушек «Звезда» Евгений Панов сказал, что в связи со введением маркировки он опасается потерять до 15 % дистрибьюторов — небольшие фирмы, которые не работают с системой электронного документооборота, необходимой для прослеживания товара.
Председатель совета директоров хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац считает, что введение такой маркировки для игрушек нецелесообразно по нескольким причинам. Об этом он рассказал на своей странице в "Фейсбуке". «…товары маленькие и дешёвые. Разные в размерах. В существенной части производимые в России. Линия для автоматического нанесения марки стоит несколько миллионов рублей. Но на каждый размер/тип товара нужна своя линия. Производителям придётся несладко…»
Как будет теперь выглядеть путь товара до потребителя, приводит в своей статье Борис Кац: «Производство ⟶ маркировка кодом ⟶ сканирование кодов товара, отправляемых оптовому покупателю ⟶ упаковка ⟶ генерация и наклейка группового кода на каждый короб ⟶ транспортировка до оптового покупателя ⟶ сканирование оптового короба (или всех кодов на каждом товаре, что будет чаще) ⟶ отгрузка в магазин со сканирование каждого кода на каждом товаре ⟶ запаковка ⟶ транспортировка ⟶ сканирование каждого кода при приёмке ⟶ сканирование каждого кода при продаже. Каждое дополнительное сканирование с переупаковкой будет стоить 5-10 рублей (логистические компании в основном в тарифе 7 рублей добавляют). На каждом этапе. Именно поэтому больше всего подорожают самые дешёвые товары.
В сетях, которые работают с маркированным товаром, появились в IT-отделах специальные сотрудники, которые только кодами и занимаются. И стоят они дороже, чем расходы на коды…, - отмечает Бори Кац. - Гадость в том, что за каждую (ещё раз, за КАЖДУЮ) ошибку может быть наложен штраф до 500 000 рублей. Все эти ошибки будут фиксироваться, и потом придёт общий штраф года через два — на десять-двадцать миллионов рублей. А при попытке отсканировать код, который отсутствует в системе, касса заблокируется. Ну и уголовную ответственность тоже предусмотрели), то есть работник что-то не так насканировал, забыл, поленился (а товар принимается иногда по неделе или больше, если это завоз товара на сезон), уволился, а ещё через год за его деятельность прилетит штраф на много миллионов рублей...
Мы не смогли обойти эту тему стороной, и в своем следующем номере обязательно опубликуем мнения и других игроков рынка детских товаров, тем более, что к сентябрю, мы надеемся, будет больше информации от тех, кто за все это отвечает.
Алла Романова, главный редактор
издательства «Игры и Игрушки»
Рекомендуем почитать
- Вперёд навстречу приключениям!
- Велоолимп
- Производство шахмат, игрушек и спорттоваров
- Интерактивные модули для ДОУ
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии