"Игры и Игрушки" №6-2013
Играем в судоку: 9х9
Итак, перед нами «матрица» — игровое поле. Наша задача: заполнить пустые клетки игрового поля цифрами от 1 до 9 таким образом, чтобы в каждом блоке (строке, столбце, а также в каждой из девяти ячеек размером 3х3 клетки) не повторялась ни одна цифра (Рис .1)
По сравнению с вариантом размером 8х8 клеток, рассмотренном на прошлом занятии, можно предположить, что если размер игрового поля увеличился немного (было 64 клетки, а стало 81), то и игра усложнилась незначительно. Но это вовсе не так: если раньше в ячейке размером 2х4 клетки было всего два столбца, то теперь в ячейке размером 3х3 их стало уже три, поэтому исключать цифры стало значительно сложнее.
Рассмотрим основные приёмы, используемые при проведении этой игры. С некоторыми вы уже знакомы по предыдущим выпускам, а некоторые окажутся для вас новыми.
Приём 1. Нахождение положения цифры в строке (столбце) методом исключения полей, в которых она не может находиться.
Проблема: где в восьмой строке на Рис. 1 можно поместить цифру 2?
Решение: цифра 2 не может находиться в следующих позициях:
- на поле «З8», так как и в столбце «З», и в девятой ячейке с началом в поле «Ж7» (напомним, что мы договорились считать ячейки по порядку слева направо и сверху вниз) цифра 2 уже имеется;
- на полях «Г8» и «Е8», так как в восьмой ячейке (с началом в поле «Г7») эта цифра также выставлена;
- на поле «А8», так как в столбце «А» эта цифра уже имеется. Следовательно, цифру 2 можно выставить на поле «В8».
Приём 2. Нахождение положения цифры в ячейке методом исключения полей, в которых она не может находиться.
Проблема: где на Рис. 2 в седьмом блоке (с началом в поле «А7») должна находиться цифра 4?
Решение: цифра 4 не может находиться в следующих позициях:
- на полях «А8» и «В8», так как в восьмой строке эта цифра уже выставлена;
- на полях «Б7» и «Б9», так как в столбце «Б» эта цифра также выставлена. Следовательно, цифру 4 можно выставить в позицию «В7».
Проблема: какую цифру можно выставить на Рисунке 3 в шестой ячейке (с началом в поле «Ж4») на поле «З5»?
Решение: на поле «З5» нельзя выставить:
- цифры 5, 6, 7, так как они уже выставлены в пятой строке;
- цифры 9, 1, 2, так как они уже выставлены в столбце «З»;
- цифры 4, 8, так как они уже выставлены в этой ячейке. Следовательно, на поле «З5» можно выставить только цифру 3.
Проблема: на каком поле Рис. 4 в столбце «Г» можно поместить цифру 6?
Решение: на первый взгляд, цифру 6 можно поместить либо на поле «Г1», либо на поле «Г5». А чтобы точно определить, на какое конкретно из этих полей, необходимо выявить, какая ещё цифра не выставлена, и выявить её позицию. Так мы видим, что не выставлена ещё и цифра 8, для которой есть место только на поле «Г5». Исключаем это поле и делаем вывод, что цифру 6 можно поставить только на поле «Г1».
Приём 5. Нахождение цифры с учётом положения другой ещё не выставленной цифры.
Проблема: какая цифра может быть выставлена на Рис. 5 в поле «Ж5»?
Решение: наличие цифры 9 во второй строке указывает, что в третьей ячейке (с началом в поле «Ж1») цифра 9 может быть выставлена либо в позиции «З1», либо в позиции «З3»; то есть, в столбце «З». Следовательно, в шестой ячейке цифра 9 может быть выставлена только на поле «Ж5».
Приём 6. Нахождение цифры с учётом положения сразу нескольких, не выставленных ещё цифр.
Проблема: в какой позиции на Рис. 6 может быть выставлена цифра 7 в первой ячейке (с началом в поле «А1»)?
Решение: цифра 7 не может находиться на поле «А1» или «Б1», так как в первой строке эта цифра уже выставлена. Однако на этих же полях, а также на поле «А2» не могут находиться и цифры 4 и 6 (как показывает анализ первой и второй строк и столбца «А»). Следовательно, цифры 4 и 6 находятся на оставшихся полях «Б3» и «В3» (причём, не ясно, где будет стоять каждая из них), а цифра 7 – только на поле «А2».
Ну, вот мы и завершили изучение игры судоку. Эта популярная головоломка обладает огромным потенциалом для развития ребёнка: она тренирует восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление. Но, чтобы научиться получать истинное удовольствие от игры, нужно наработать хороший опыт. В компьютерные аналоги подобных головоломок можно поиграть на сайте детских компьютерных игр «Логозаврия: умные игры для умных детей, родителей, учителей» http://www.logozavr.ru/ в разделе для родителей.
А мы с вами прощаемся до следующего года и до следующей популярной головоломки — японского кроссворда! Успехов! Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!
Внимание, весь 2014 год мы будем учиться играть в японский кроссворд!
Вы познакомитесь с ещё одной головоломкой, обязанной своей популярности Японии – японским кроссвордом. В газетных киосках и книжных магазинах продаются самые различные сборники подобных кроссвордов, предназначенных как для взрослых, так и специально для детей.В японских кроссвордах, в отличие от традиционных кроссвордов, зашифрованы не слова, а изображения. Решить кроссворд – это значит восстановить зашифрованную картинку. Японские кроссворды бывают монохромные, выполненные одним цветом, и цветные. Для того чтобы научиться разгадывать эти головоломки, нужно сначала привыкнуть к их кодировке. Мы начнём наши занятия с головоломок, которые смогут разгадывать даже дошкольники, умеющие хоть немного считать.
Поздравляем победителей, первыми приславших ответы на задания из № 5 2013:
- Решетникова Марина, г. Новосибирск
- Лужнина Светлана, г. Минск
- Веснова Анна, г. Москва
- Борисов Саша, г. Курск
- Зенн Сергей, г. С.-Петербург
- Великий Максим, г. Калининград
- Короткова Евгения, г. Владимир
- Турнишева Зоя, г. Рязань
- Никольский Борис, г. Красноярск
- Кирсанов Лев, г. Иркутск
Виктор Варченко, доцент кафедры педагогики
и образовательных технологий
Балтийского федерального университета имени И. Канта
Рекомендуем почитать
- Новогодняя акция для образовательных учреждений!
- Воспитатель по призванию
- Алла Романова, главный редактор
- Уникальное коммерческое предложение
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии