"Игры и Игрушки" №1-2024
Говорящие куклы
Кукла – это не просто игрушка для девочки, это первая подружка, сестричка, компаньон в играх, собеседница, и даже собственный ребёнок. Кукла несёт огромную развивающую функцию, с её помощью девочка в игре прорабатывает разные модели поведения, учится выстраивать отношения, вести разговор, с помощью куклы девочка учится заботиться. А есть такие куклы, которые могут ходить и даже разговаривать. Но полезны ли игры с такими куклами?
Озвученные куклы появились давно, ещё в 1887 году. Изобретение вызвало небывалый интерес, ведь кукла могла отчётливо произносить два слова: «папа» и «мама». Позднее кукла была модернизирована другим известным изобретателем, который сумел установить внутри куклы фонограф, позволяющий игрушке читать стихи. К тому же, кукла имела фарфоровое лицо и конечности из дерева. Но, надо отметить, кукла не имела такого успеха, каким он представлялся изобретателю. При милой и обаятельной внешности, голос игрушечной красавицы был неприятным. Скрипучая визгливость никак не могла привлечь внимание детей. К тому же, цена на такую куклу была очень высока, а умение развлекать своих владельцев стихами быстро пропадало. Дело было в том, что восковой цилиндр, считывающий звук, был довольно хрупким, быстро приходил в негодность.
Изобретатели не оставляли попыток усовершенствовать механизм, позволяющий кукле говорить. Это произошло, и в 1960 году в свет вышла кукла, которая смогла говорить до 18 фраз. Успех разговорчивой куклы был высоким, да и позволить себе такую игрушку могло немало семей Америки. Позднее появилась ещё одна красавица, в арсенале которой было уже 100 различных фраз. С таким словарным запасом с куклой можно было построить настоящую беседу. Это были поистине уникальные куклы, заслуживающие внимания.
К середине 1980-х годов на рынок выходят пластмассовые и виниловые куклы на батарейках. У этих кукол был богатый словесный репертуар. Многие девочки, жившие в советскую эпоху, лишь мечтали о такой кукле.
Интерактивной игрушкой в наше время не удивить никакого ребёнка. Умные игрушки прочно обосновались в детских комнатах. Куклы не только разговаривают, читают стихи и поют песенки, но умеют смеяться и плакать. Некоторые, наиболее «развитые» экземпляры, могут реагировать на прикосновения и голос своей хозяйки, задают вопросы, и дают ответы.
Выбирая говорящую куклу для своего ребёнка, внимательно изучите её характеристики. Не ограничивайтесь знакомством только с набором функций, ведь гораздо важнее убедиться в безопасности игрушки, с которой ребёнок будет проводить много времени.
При решении о покупке говорящей интерактивной куклы непременно нужно учесть все плюсы и минусы, чтобы игрушка принесла ожидаемую радость и пользу для девочки.
Специалисты в области детской психологии сходятся во мнении, что игра с куклой необходима девочке для полноценного развития, проигрывания разных ролей, которые разнятся, в зависимости от возраста ребёнка. С первых дней жизни малышку можно знакомить с куклой, но это должна быть мягкая, уютная игрушка, дарящая ощущение тепла и уюта.
С 2-го года жизни девочка, с помощью куклы, учится подражать старшим: кормит, качает, купает, носит на руках свою куклу. В этом возрасте ребёнку не нужны никакие функции в кукле, достаточно простого пупса, которого можно легко переодеть, искупать. Для этой возрастной категории говорящая кукла точно будет лишней.
В 3-й год появляется первый интерес к сюжетной игре. Ребёнок начинает разыгрывать роли, в семействе кукол появляются папа и мама, актуальна игра в «Дочки-матери». В этом возрасте можно познакомить ребёнка с куклами, схожими внешне с девочкой – платье, длинные волосы, милое приветливое личико. Важно помнить, что с помощью куклы ребёнок выстаивает сюжетную линию, потому следует избегать кукол с агрессивным выражением лица, отдавая предпочтение доброму открытому взгляду игрушки. Следует избегать кукол, которые словно только что побывали у визажиста. Обильный макияж не позволяет ребёнку видеть в игрушке сверстницу, соотнося куклу с женщиной. Есть такое выражение, как «детская внешность», которая описывает категорию кукол, наиболее соответствующих уровню ребёнка. Именно для возраста 3-х–5-и лет это наиболее важно в куклах.
К 5-и годам ролевые игры расширяются, добавляется довольно широкий социальный контекст. Девочка в игре может быть и парикмахером, и продавцом, и учителем, и воспитателем. В игре с куклой девочка воспроизводит увиденные у взрослых стили и манеру поведения.
В дошкольном возрасте у ребёнка усиливается потребность в общении со сверстниками. Отчасти эту потребность восполняет кукла, с которой девочка общается, играет, разговаривает. В этот период девочке будет интересна говорящая кукла, с которой вполне возможно интересно провести время.
Помните о том, что кукла не должна заменять живое общение ребёнка со сверстниками, со взрослыми или даже с животными. У девочки должно сохраняться чувство такта, уважение к личности собеседника, что сложно развить в общении с игрушкой. Настоящий разговор не сможет заменить ни одна даже самая многофункциональная кукла с огромным словарным запасом.
Говорящие куклы – интересное и увлекательное изобретение, но они должны быть в игре в своё время, чтобы принести максимальную пользу ребёнку. «Всему своё время» – так сказал один величайший мудрец Екклесиаст, и это выражение вполне оправдано и в отношении детских игрушек.
А что думаете вы, дорогие наши читатели? Поделитесь с нами своей точкой зрения, играть или не играть с говорящими куклами? Покупаете ли вы такие игрушки и как к ним относится ваш ребёнок? Присылайте ваши мнения на электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем в нашем следующем номере.
Озвученные куклы появились давно, ещё в 1887 году. Изобретение вызвало небывалый интерес, ведь кукла могла отчётливо произносить два слова: «папа» и «мама». Позднее кукла была модернизирована другим известным изобретателем, который сумел установить внутри куклы фонограф, позволяющий игрушке читать стихи. К тому же, кукла имела фарфоровое лицо и конечности из дерева. Но, надо отметить, кукла не имела такого успеха, каким он представлялся изобретателю. При милой и обаятельной внешности, голос игрушечной красавицы был неприятным. Скрипучая визгливость никак не могла привлечь внимание детей. К тому же, цена на такую куклу была очень высока, а умение развлекать своих владельцев стихами быстро пропадало. Дело было в том, что восковой цилиндр, считывающий звук, был довольно хрупким, быстро приходил в негодность.
Изобретатели не оставляли попыток усовершенствовать механизм, позволяющий кукле говорить. Это произошло, и в 1960 году в свет вышла кукла, которая смогла говорить до 18 фраз. Успех разговорчивой куклы был высоким, да и позволить себе такую игрушку могло немало семей Америки. Позднее появилась ещё одна красавица, в арсенале которой было уже 100 различных фраз. С таким словарным запасом с куклой можно было построить настоящую беседу. Это были поистине уникальные куклы, заслуживающие внимания.
К середине 1980-х годов на рынок выходят пластмассовые и виниловые куклы на батарейках. У этих кукол был богатый словесный репертуар. Многие девочки, жившие в советскую эпоху, лишь мечтали о такой кукле.
Интерактивной игрушкой в наше время не удивить никакого ребёнка. Умные игрушки прочно обосновались в детских комнатах. Куклы не только разговаривают, читают стихи и поют песенки, но умеют смеяться и плакать. Некоторые, наиболее «развитые» экземпляры, могут реагировать на прикосновения и голос своей хозяйки, задают вопросы, и дают ответы.
Преимущества игр с говорящей куклой
Предназначение любой игрушки – развитие ребёнка. Безусловно, куклы скрашивают самостоятельные игры девочек, помогают коммуницировать со сверстницами, объединяясь в единой игре. Какую пользу для ребёнка несёт говорящая кукла?- Кукла, которая умеет говорить – несомненно вызывает интерес. Ребёнок воспринимает такую игрушку, как возможность исследовать, изучать, узнавать что-то новое. Особенно это ценно детям, которые вынуждены по каким-то причинам играть самостоятельно. Кукла, умеющая говорить, рассказывать, отвечать на вопросы станет собеседницей для девочки, когда нет другого человека для общения.
- Говорящая кукла может способствовать обучению диалогу. Уметь задавать вопросы дано не каждому ребёнку, но этому вполне можно научиться. Говорящая кукла отлично подойдёт для этой роли. Стандартный набор фраз позволяет ребёнку снова и снова возвращаться к вопросам, отвечая более полно, обдумывая другие варианты ответов.
- Кукла всегда олицетворяла человеческий образ в игре. Нередко дети воспринимают говорящую куклу, как младшую сестру или близкую подругу, которой можно доверить свои радости и переживания. Этому способствует богатое воображение ребёнка, который умеет легко представить желаемое за действительное, в данном случае – в игрушке видеть живое существо. Способности интерактивной игрушки позволяют погрузиться в этот воображаемый мир гораздо быстрее и легче. Играя с говорящей куклой, девочка может пережить разные эмоции и чувства, а это способствует её эмоциональному развитию. Кукла, которая может ответить на вопрос девочки, невольно вызывает ассоциацию с живым человеком, а если собеседница ещё и вопросы умеет задавать, то игра наполняется дополнительными красками действительности происходящего.
- Кукла, которая зовёт свою «маму», просит покормить её, взять на руки, покачать, высадить на горшок – побуждает девочку учиться заботе. С детских лет у девочки будет формироваться определённая ответственность о том, кто меньше и слабее.
Выбирая говорящую куклу для своего ребёнка, внимательно изучите её характеристики. Не ограничивайтесь знакомством только с набором функций, ведь гораздо важнее убедиться в безопасности игрушки, с которой ребёнок будет проводить много времени.
Что вызывает вопросы?
Несмотря на множество преимуществ интерактивных кукол, все же есть в такой игрушке и свои недостатки:- Говорящая кукла может «шаблонизировать» развитие мышления ребёнка. С обычной игрушкой ребёнок сам придумывает сюжеты для игр, порядок действий, которые может менять в зависимости от настроения. Ребёнок выстраивает диалоги, в которых часто отражается его внутренний мир. С интерактивной куклой, в которой производителем заложен стандартный набор фраз, мыслительный процесс ограничивается.
- Ограничение мыслительных процессов – это тот минус, который отмечают многие обладатели таких игрушек. Говорящие куклы менее способствуют развитию воображения, чем их простые сестрицы. В умные игрушки уже заложен определённый запас фраз и слов, который не изменить. Сначала это увлекательно и интересно, но со временем диалоги с интерактивной куклой могут наскучить, так как будут повторяться. Кукла предназначена дать простор воображению ребёнка, открыв широкую дверь для возможности проявления собственных миров.
- Неприятный голос или тембр может действовать угнетающе и даже отталкивать от игр с говорящей куклой. Некачественная озвучка сведёт на «нет» игры с самой привлекательной большой куклой, имеющей в арсенале интересные функции и набор фраз.
- Игра с говорящими куклами уменьшает потребность в общении с другими детьми, особенно в тот период, пока кукла не наскучила. Детям необходимо учиться общаться и взаимодействовать с другими людьми, развивать и социальные навыки, но умная кукла может замедлять этот процесс.
- Быстрая потеря интереса. Распространённой причиной огорчения родителей является бездействие игрушки по причине ненадобности. Как правило, говорящие куклы с хорошим набором функций стоят недёшево, но дети довольно быстро теряют к ним интерес, отдавая предпочтение другим игрушкам. Этот минус является для многих решающим фактором в выборе игрушки.
- С помощью механической куклы ребёнок усваивает важную закономерность – наступление реакции после определённого действия. Этот принцип ещё называют «стимул-реакция», например, после того, как механическую куклу положить, она закрывает глаза, тоже самое действие вызывает плач механической куклы. Этот принцип отсутствует в интерактивных игрушках, потому что кукла действует по заданной разработчиками программе.
При решении о покупке говорящей интерактивной куклы непременно нужно учесть все плюсы и минусы, чтобы игрушка принесла ожидаемую радость и пользу для девочки.
Специалисты в области детской психологии сходятся во мнении, что игра с куклой необходима девочке для полноценного развития, проигрывания разных ролей, которые разнятся, в зависимости от возраста ребёнка. С первых дней жизни малышку можно знакомить с куклой, но это должна быть мягкая, уютная игрушка, дарящая ощущение тепла и уюта.
С 2-го года жизни девочка, с помощью куклы, учится подражать старшим: кормит, качает, купает, носит на руках свою куклу. В этом возрасте ребёнку не нужны никакие функции в кукле, достаточно простого пупса, которого можно легко переодеть, искупать. Для этой возрастной категории говорящая кукла точно будет лишней.
В 3-й год появляется первый интерес к сюжетной игре. Ребёнок начинает разыгрывать роли, в семействе кукол появляются папа и мама, актуальна игра в «Дочки-матери». В этом возрасте можно познакомить ребёнка с куклами, схожими внешне с девочкой – платье, длинные волосы, милое приветливое личико. Важно помнить, что с помощью куклы ребёнок выстаивает сюжетную линию, потому следует избегать кукол с агрессивным выражением лица, отдавая предпочтение доброму открытому взгляду игрушки. Следует избегать кукол, которые словно только что побывали у визажиста. Обильный макияж не позволяет ребёнку видеть в игрушке сверстницу, соотнося куклу с женщиной. Есть такое выражение, как «детская внешность», которая описывает категорию кукол, наиболее соответствующих уровню ребёнка. Именно для возраста 3-х–5-и лет это наиболее важно в куклах.
К 5-и годам ролевые игры расширяются, добавляется довольно широкий социальный контекст. Девочка в игре может быть и парикмахером, и продавцом, и учителем, и воспитателем. В игре с куклой девочка воспроизводит увиденные у взрослых стили и манеру поведения.
В дошкольном возрасте у ребёнка усиливается потребность в общении со сверстниками. Отчасти эту потребность восполняет кукла, с которой девочка общается, играет, разговаривает. В этот период девочке будет интересна говорящая кукла, с которой вполне возможно интересно провести время.
Помните о том, что кукла не должна заменять живое общение ребёнка со сверстниками, со взрослыми или даже с животными. У девочки должно сохраняться чувство такта, уважение к личности собеседника, что сложно развить в общении с игрушкой. Настоящий разговор не сможет заменить ни одна даже самая многофункциональная кукла с огромным словарным запасом.
Говорящие куклы – интересное и увлекательное изобретение, но они должны быть в игре в своё время, чтобы принести максимальную пользу ребёнку. «Всему своё время» – так сказал один величайший мудрец Екклесиаст, и это выражение вполне оправдано и в отношении детских игрушек.
А что думаете вы, дорогие наши читатели? Поделитесь с нами своей точкой зрения, играть или не играть с говорящими куклами? Покупаете ли вы такие игрушки и как к ним относится ваш ребёнок? Присылайте ваши мнения на электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем в нашем следующем номере.
Алла Исаева
многодетная мама, г. Майкоп
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку