"Игры и Игрушки" №1-2020
Читаем легко. Методика Е. В. Чаплыгина
Автором этой методики является Евгений Васильевич Чаплыгин - российский педагог, отец троих детей и отзывчивый дедушка для своих внуков. Его родных можно охарактеризовать, как семью, которая очень любит чтение и книги. Сам Евгений Чаплыгин всегда был очень вовлечён в процесс обучения детей чтению и с удовольствием занимался с ними. Случайно увиденная в магазине книга «Азбука Льва Толстого» заинтересовала педагога своей логичностью и последовательностью - автор писал о несложном методе обучения детей чтению, складывая слоги из букв, и наоборот, разделяя слова на известные слоги.
На основе методики Льва Толстого Евгений Васильевич придумал свой, упрощённый метод «Читаю легко». В основе этого метода, лежит принцип игры, что позволяет ненавязчиво включать ребёнка в процесс обучения и вызывает стойкий интерес к предлагаемой информации. Из-за своей уникальности и простоты, метод Чаплыгина можно использовать для обучения детишек чтению, начиная с трёхлетнего возраста и даже раньше, если ребёнок умеет говорить и готов воспринимать информацию подобного рода.
Особенностью методики являются наглядные кубики из дерева, с которыми всегда интересно играть детям разных возрастов. В комплекте 10 простых кубиков с изображением букв и 10 двойных. Двойные кубики скреплены между собой, они называются «динамическими» за счёт того, что их можно переворачивать и составлять слоги. В комплект так же входит книжка-шпаргалка по обучению детей чтению, в которой подробно расписан каждый блок занятий доступным для родителей языком.
Каждой стороне кубика соответствует определённая буква. Буквы расположены таким образом, чтобы процесс словообразования был лёгким и понятным, при этом из двух кубиков можно составить двадцать слов, а из трёх – около пятисот. Добавляя кубики, процесс усложняется до составления целых словосочетаний, фраз и даже предложений. Получается, что обучение чтению – очень увлекательный процесс, каждое занятие неповторимо, всегда можно импровизировать и сочинять. Такая деятельность занимает детей, даёт им возможность запомнить буквы, активно развить мышление и процессы памяти.
Секрет обучающих кубиков в их простоте: ребёнок, вращая кубики, самостоятельно увлекается процессом составления слогов из букв, понимая, как это просто. Таким образом, и появилось название методики «Читаю легко», ведь маленький ребёнок самостоятельно овладевает принципом сложения букв, у него формируются первые предпосылки к чтению. Эта методика гарантирует результат уже после первой игры.
Если ребёнок благополучно усваивает информацию на первом занятии, это стимулирует его интерес для дальнейшего обучения, что является хорошей мотивацией для усложнения каждого из занятий. Постепенно малыш не только идентифицирует каждый звук с определённой буквой, но и понимает, как составить слог или слово; и наоборот – как слова разбить на слоги, а слоги на буквы.
Автор методики считает, что для обучения маленьких детей целесообразно использовать кубики с простым оформлением, нежели карточки с картинками, потому что ассоциативное мышление не имеет отношение к процессу обучения чтению, а информация на картинках может лишь ввести ребёнка в заблуждение. В книжке-шпаргалке предусмотрена возможность для самостоятельного изображения ребёнком того, что у него получилось в процессе словотворчества, так как ребёнок во время игр с кубиками сам «рисует в своем воображении» ассоциации к получившимся словам. Такая возможность наиболее плодотворно отражается на процессе запоминания написания букв и слов.
Ирина Цыганова, педагог-психолог выс. кв. категории
АОУ Д/с № 26 «Незабудка», г. Долгопрудный
Рекомендуем почитать
- Психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ
- Освоение витражного искусства в детском саду
- Лабиринт с мячами
- Витражное волшебство
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии