Старооскольская игрушка
Фотогалерея
Изготовление старооскольской глиняной игрушки – древний народный промысел Белгородской области. Город Старый Оскол был основан в 1593 году в качестве сторожевой заставы южных границ Старорусского государства. Эти территории постоянно разорялись кочевниками, поэтому местные жители уезжали на другие земли. Проживали здесь стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, гончары. Белгородская земля богата необычной беложгущейся и красножгущейся глиной, которая пользовалась огромным спросом у местных мастеров, была основным материалом для изготовления глиняных игрушек и свистулек.
История создания
При археологических раскопках на территории Старого Оскола были найдены старинные свистульки с тремя и пятью отверстиями, которые по своей форме внешне напоминали птичку. Причем согласно историческим данным, производство глиняных игрушек появилось намного раньше основания самого города – примерно в XV веке. Никаких письменных доказательств развития игрушечного промысла не сохранилось. Вполне вероятно, игрушки были не основным занятием ремесленников данного района. Тем не менее, старооскольская глиняная игрушка существовала и сохранилась до наших дней.
XV-XVI века. Гончары изготавливали горшки, кувшины, вазы, крынки и прочую бытовую утварь, а женщины и дети ради забавы лепили из глины фигурки, свистульки, погремушки и небольшие игрушки: лошадок, птичек, уточек и пр. Игрушки подобной формы характерны и для других древнерусских городов.
XVI-XVIII века. На территории Старого Оскола существовало более 78 дворов, половина из которых зарабатывала гончарным делом. Причем трудились не только мужчины, но и женщины с детьми. Мужчины изготавливали глиняную посуду, а женщины и дети игрушки-свистульки, затем все изделия собирали вместе и отправляли сушиться в печь. Теперь уже изготовление игрушек предоставляло возможность дополнительного заработка. В это время видоизменяются сами игрушки: во-первых, они стали более хрупкими, а во-вторых, длинные "лебяжьи" шеи уменьшились и стали очень короткими. Популярностью уже пользуются не фигурки лошадок, а всадники, бабы в кокошниках, барашки, коровы и птички. Большие погремушки в форме цилиндра значительно уменьшились в размерах, поэтому у игрушек получались более толстые стенки, которые не давали звонкого звука, таким образом, к концу XVII века производство погремушек для малышей сходит на нет. Игрушки расписывались охрой – природным пигментом, состоящим из окиси железа с примесью глины. Такая краска давала бледно желтый цвет. Игрушки украшались примитивно – прямыми и волнистыми линиями, веточками и уголочками. Чаще всего правый и левый бока игрушек имели разный рисунок. Тем не менее, элементарная роспись была очень символична. Звездочки и крестики означали Солнце, прямые линии – Землю, волнистые – Воду, веточки – Дерево, листочки – Цветы.
XVIII-XIX века. В это время мастера украшают свои игрушки различными налепами. Форма игрушек становится более сложной. С середины XIX века появляются игрушки, изготовленные промышленным способом, что значительно снизило спрос на оригинальные глиняные игрушки. В начале XX века гончарное ремесло в России практически полностью было уничтожено, т.к. ремесленники отказывались объединяться в промысловые артели и платить баснословные суммы в качестве налогов. Тем не менее, игрушечный промысел в Старом Осколе сохранился, в это время даже появляются новые формы и виды игрушек: мещанская барышня, мишка, курочка, олень, лисица и пр. Изменяется и роспись игрушек: появилось многоцветность и разнообразие художественных приемов. Игрушки украшали точками и линиями. Использовались краски, разведенные на молоке, либо созданный клейстер из печи, аптечная зеленка. Более обеспеченные мастера приобретали китайские анилиновые краски красного или малинового цвета. В то время продать игрушку можно было за одно куриное яйцо. Во времена Великой Отечественной Войны игрушки лепили женщины и продавали их, чтобы прокормить детей.
Характеристики
Беложгущаяся глина была разных видов. Самая качественная и, как следствие, самая дорогая глина добывалась шахтным методом с глубины 3-7 м исключительно в зимний период. Цвет у такой глины был черный с синеватым отливом, ее называли "синика". Другой вид беложгущейся глины содержал в себе очень много песка, такая глина называлась "пескуша". Пескуша практически ничего не стоила и, поэтому, местные гончары в целях экономии добавляли ее в синику для изготовления недорогих и не очень ответственных изделий. Для лепки игрушек использовали именно пескушу. Для обжига готовых изделий мастер-ремесленник в меловой горе делал горн, который растапливал огромными сухими пнями, они долго прогорали и поддерживали необходимую высокую температуру. После обжига и остывания изделие расписывалось разноцветными красками.
Деятельность
Многие игрушки представляют собой погремушки для детей. Сначала они были большего размера, но затем их адаптировали под маленькие ручки. Их стало удобно держать в кулачке. Другие игрушки представляли собой фигурки животных и людей. С их помощью дети не только разыгрывали сценки, но и использовали в театральных постановках, познавали окружающий мир.
Особенности
Для женщин создание подобных игрушек было возможностью дополнительного заработка. Игрушки делались из экологически чистых материалов, покрывались гипоаллергенными красками. С их помощью можно было разнообразить игровой досуг, разыграть сюжетно-ролевые сценки. Для многих людей такие игрушки были предметами коллекций. К ним относились бережно, так как это частичка истории.
Наше время
В середине XX века старооскольская игрушка полностью пропала с выставок, ярмарок и рынков. Только в 1980-х годах происходит возрождение игрушечного промысла. В 1986 году несколько экспонатов появилось в Старооскольском городском краеведческом музее, в 1987 году игрушки оказались на выставке "Народное гончарство России". В 1990-1991 годах в Старом Осколе появились признанные мастера, изделия которых представлены на различных выставках, музеях, в коллекциях ценителей русско-народного творчества.
Сегодня игрушку изготавливают разные мастера, кто-то из них работает в стиле ранних игрушек, кто-то в стиле XVIII-XIX веков, а кто-то занимается авторским индивидуальным производством. В наши дни гончарный игрушечный промысел активно развивается. Государственными культурными организациями Старого Оскола приложены большие усилия для сохранения игрушечного мастерства. В городе работают мастерские, где трудятся целые коллективы мастеров, обладающие большим творческим потенциалом, мастерством работы с глиной, непритворно любящие свою работу. Среди них можно выделить Елену Абрамову, Татьяну Шиян, Наталью Никишину, Оксану Рощупкину, Екатерину Кравченко, Валерия Шевцова, Валентина Пырьева.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 19.05.2024 17:58:22
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
Рекомендуем почитать
- Комментарии