Знакомство ребенка с предлогами
Для того чтобы ребенок освоил предлоги, необходимо помочь ему понять смысл каждого из них. Только в этом случае он сможет правильно использовать их в своей речи. Вот некоторые предлоги и их значения:
НА - на поверхности чего-либо (на столе);
В - внутри чего-либо (в столе);
ПОД - внизу под чем-то (под столом);
НАД - вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом);
ОКОЛО - рядом с чем-то (со столом);
ЗА - как бы спрятано позади чего-то (позади стола);
ПЕРЕД - впереди чего-то (впереди стола).
Каждое значение предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядными примерами с конкретными предметами. Например, объясняя ребенку значение предлога НА, взрослый может сказать: «Смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу ее НА шкаф».
Как научить ребенка понимать и использовать предлоги?
Сначала следует сосредоточиться на изучении одного предлога в одном значении. Не стоит пытаться охватить сразу множество предлогов. Сначала тренируйте понимание и использование одного предлога, затем переходите к следующему и проводите их дифференциацию. Детям до 3 лет не рекомендуется изучать предлоги на плоских изображениях. Лучше всего изучать предлоги в реальном пространстве, например, в доме или квартире, и использовать игровые методы.
Например, можно работать с предлогами «В» и «ИЗ». В игре «Складываем горошинки в стаканы» используйте предлог «В». Проговаривайте полные фразы, такие как «Я кладу горошинку в стакан», а также давайте инструкции: «Положи горошинку в стакан». На вопрос «Где горошинка?» отвечайте, глядя на предмет: «Горошинка в стакане» и так далее.
В игре «Собираем горошинки в стакан» используйте предлог «ИЗ». Проговаривайте полные ответы, например: «Я достаю горошинку ИЗ стакана». Можно проводить аналогичные игры, раскладывая мелкие игрушки или геометрические фигуры.
Детям до 5 лет также не рекомендуется изучать предлоги на плоских изображениях. Это означает, что в возрасте от 3 до 5 лет лучше использовать реальные объекты для обучения. Для того чтоб ребенок быстрее научился понимать предлоги можно поиграть в игры.
Игра «Сделай, не ошибись»
Взрослый предлагает ребенку выполнить задание и ответить на вопросы, используя предлоги, которые обозначают пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и т.д.).
Поставь книгу на полку. Куда ты поставил книгу? Где она находится?
Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он сейчас лежит?
Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где она стоит?
Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?
Игра «Скажи наоборот»
(закрепление различия предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ). Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку сказать его в обратном порядке.
Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.
Девочка налила воду в кувшин. - …
Мама положила яблоки на стол. - …
Ваня поставил лампу на тумбочку. - …
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
(закрепление использования предлогов ПО, ЧЕРЕЗ)
Как правильно использовать предлоги?
Предлоги должны располагаться перед существительными, числительными и местоимениями (или прилагательными и причастиями, связанными с ними). Однако есть четыре предлога, которые могут стоять и после слова, с которым они употребляются: ради, навстречу, вопреки, наперекор.
Падежные формы. Некоторые предлоги требуют определённого падежа. Например, предлоги благодаря, согласно, вопреки и наперекор требуют дательного падежа и вопроса «чему?».
Смысловая сочетаемость предлогов. Часто выбор предлога и падежа зависит от управляющего слова. Например: отчитаться в чем-то — сделать отчет о чем-то; различать что-то и что-то — отличать что-то от чего-то; опираться на что-то — базироваться на ем-то; основываться на чем-то — обосновывать чем-то; заплатить за что-то — оплатить что-то.
Пространственные отношения. Предлоги «в», «на», «из», «с» часто используются для описания пространственных отношений. Предлог «в» указывает на движение внутрь или на нахождение внутри; предлог «на» обозначает расположение на поверхности или движение на поверхность.
Выбор предлогов «о», «об» или «обо». Предлог «о» употребляется перед словами, начинающимися с согласного звука: о дороге, о юности. Предлог «об» используется перед словами, начинающимися с гласного звука: об одежде.
Употребление предлогов
Использование предлогов может создавать множество трудностей, поскольку есть ситуации, когда слова с предлогами звучат аналогично самим предлогам, но имеют различное написание. Проблемы с написанием предлогов могут возникнуть только в том случае, если не знать несколько простых правил, которые помогут определить, что именно вы видите: существительное с предлогом или отдельный предлог.
Существует три варианта написания предлогов: слитно, через дефис и раздельно. Слитное написание будет корректным для следующих производных предлогов: внутри, позади, посредством, несмотря, наперекор, навстречу, вслед, вроде, наподобие и других. Наибольшие трудности возникают, когда неясно, какая часть речи представлена – предлог или существительное с предлогом?
Слитное написание будет корректным для следующих производных предлогов: внутри, позади, посредством, несмотря, наперекор, навстречу, вслед, вроде, наподобие и других. Наибольшие трудности возникают из-за непонимания, какая часть речи используется – предлог или существительное с предлогом. Рассмотрим предлоги и примеры.
- Ввиду – это предлог, если он выражает причинно-следственные отношения между словами: Ввиду отсутствия улик подозреваемого освободили из-под ареста. Ввиду обострения симптомов мы решили вызвать скорую помощь. В обоих случаях предлог «ввиду» можно заменить на «из-за», который также передает причинно-следственное значение.
- В виду – это существительное с предлогом, обозначающее доступность для обозрения. Его можно заменить синонимическими выражениями «в поле зрения» или «в поле видимости»: Девочка весело резвилась в виду матери. Примечание: Устойчивое выражение «иметь в виду» также пишется раздельно!
Насчет – это предлог, который можно заменить предлогом о (об): Василий позвонил, чтобы обсудить насчёт встречи. Я подошёл к начальнику, чтобы поговорить о зарплате.
На счет – это сочетание существительного с предлогом: На счет в банке поступила большая сумма, о чём меня сразу уведомило оповещение. В этом выражении можно добавить ещё одно слово: на мой счет, на указанный счёт и т.д.
Несмотря – это предлог, который пишется слитно и является синонимом предлога вопреки: Несмотря на приближающийся дождь, мы отправились в путь. Он встал и ушел, несмотря на сильное желание остаться.
Не смотря – это деепричастие, обозначающее конкретное созерцательное действие, и частица: Не смотря под ноги, можно упасть и получить травму. Он мчался вдаль, не смотря по сторонам.
Раздельно пишутся следующие производные предлоги: в течение, в отношении, в продолжение, в отличие, по причине, за исключением, за счет, по поводу, в меру, в области, в виду и другие.
Словосочетания «в течение» и «в продолжение» часто становятся причиной ошибок в написании. Эти ошибки возникают из-за незнания простого правила: если речь идет о предлоге, то на конце пишется «-е», а если это существительное с предлогом, то «-и».
Рассмотрим несколько примеров:
- В течение двух лет ему не удавалось найти высокооплачиваемую работу.
- В течение недели шел дождь.
- Он подождал еще в течение получаса, и только после этого ушел домой. В этих случаях предлог указывает на временной промежуток.
Теперь обратим внимание на примеры с «течением»:
- В течении реки наблюдались изменения.
- В течении подводных рек всегда можно заметить определенные закономерности. Здесь имеется в виду конкретное течение, например, реки, океана или ручья.
Это же правило применимо и к предлогам и словосочетаниям «в продолжение» – «в продолжении», «в отличие» – «в отличии» и другим подобным.
Важно отметить, что слово «впоследствии» всегда пишется с буквой «-и» на конце, так как является наречием и не может выступать в роли предлога ни при каких обстоятельствах.
Непроизводные предлоги-сращения, такие как «из-за», пишутся через дефис. из-под и другие, в том числе и просторечные: Из-за болезни я не смогла вовремя выйти из отпуска. Из-под пола смешно торчал блестящий нос щенка.
Ребенок путает предлоги
Если ребенок испытывает трудности с предлогами, стоит проконсультироваться с логопедом, чтобы определить, готов ли он к их изучению. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь в решении этой проблемы:
- Постепенно объясняйте значение каждого предлога. Для этого демонстрируйте действие и проговаривайте его, например: «Я кладу книгу НА стол».
- Проводите упражнения. Назовите предлог и попросите ребёнка показать его на картинке. Затем дайте ему задания и наблюдайте, как он их выполняет, например: «Положи игрушку ПОД стол».
- Изучайте предлоги в контексте вашего дома или квартиры, используя реальные предметы и вовлекая ребёнка в самостоятельную деятельность.
- Применяйте подсказки, пиктограммы или жесты. Каждому предлогу можно сопоставить определённый жест и пиктограмму, что поможет ребёнку лучше их понять и различать.
Также можно играть с ребенком в различные игры, такие как «Прятки», «Стаканчики», «Пингвины и стульчики», «Где же кот?».
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 24.05.2025 01:34:01Рекомендуем почитать
- Комментарии