Учим ребенка собирать пазлы
Игра - это мощное основание для развития ребенка. Вид деятельности, который в ненавязчивой форме вырабатывает в детях различные навыки. Чтобы развитие малыша было всесторонним, необходимо обеспечить свою кроху различными играми и игрушками. Одна из полезных в развитии ребенка игр - пазл, настольная игра, состоящая из небольших деталей, которые необходимо собрать в единую картинку. Занимаясь собиранием элементов, у малыша в первую очередь вырабатывается усидчивость. Рассматривая разрозненные части, ребенок концентрирует внимание. Чтобы подобрать нужную деталь, у ребёнка включается мышление и логика. Когда картинка собрана, можно попробовать снова ее разобрать и далее сложить по памяти.
С какого возраста можно начинать игру
Самые простые картинки, состоящие из 3-4 элементов, можно давать малышам с 1,5-2 лет. Начиная с этого возраста, дети могут сопоставлять, сортировать, подбирать несложные элементы. Части пазла должны легко захватываться детскими ручонками. Есть мамы, которые практикуют данную настольную игру уже с 12 месяцев, но большинство родителей предлагают детишкам головоломки ближе к 2 годам. Это средние данные, на которые можно ориентироваться. Каждая мама сама решает, когда ее кроха способен соединить воедино разрозненные элементы.
Посмотрите, может ли ребенок сообразить, какую деталь необходимо добавить. Соединять части, скорее всего, на первых порах придется более старшему члену семьи, так как малыши не всегда могут понять это с первого раза. Если кроха никак не сообразит, что нужно делать с этой игрой, отложите ее на время, и вернитесь позднее, через 2-3 месяца. Каждый малыш развивается в своем темпе. Придет время, и ваш ребенок обязательно научится собирать пазлы, развиваясь с помощью популярной настольной игры. Следующей ступенью могут стать наборы, содержащие 6-9 деталей. Освоив это количество элементов, предложите коробочку с 24 частями. Усложнять задачу можно не только с помощью количества деталей, но также с типом картинки. Если для первых игр лучшим вариантом будут простые рисунки, с минимумом деталей, то для следующего этапа можно взять более красочный вариант, например, сюжет из любимого мультфильма.
Познакомьте малыша с простым пазлом, наиболее подходящим ему по возрасту. Если ребенок впервые знакомится с подобного рода игрой, выберите максимально простой вариант. Для первой игры предлагаются рисунки с минимумом изображения и количеством деталей. Как правило, это один предмет, на однотонном фоне. В отличие от многих игр и игрушек, которые мы можем вручить ребенку, и он ее изучает самостоятельно, с головоломками малыша надо познакомить. Разложите детали, покажите образец и, проговаривая вслух свои действия, соберите картинку. Далее повторите это с малышом, но он уже пусть участвует в каждом действии. Если у игры есть контур, начните именно с него. Собрав окантовку, ребенку гораздо проще будет сообразить, что делать с остальными деталями. Когда малыш понял принцип игры и научился подбирать картинки, предложите набор, увеличив количество деталей. Периодически меняйте пазлы, чтоб малышу не наскучила одна и та же картинка.
Что делать, если малыш отказывается от игры
Нередко случается так, что ребенок категорически против настольных игр. Причиной тому бывает плохое настроение, желание поиграть во что-то другое, или просто порисовать. Если в этот момент мама настойчиво предлагает ребенку заняться более полезной деятельностью, то эффект может наступить прямо противоположный. Не настаивайте. К любому занятию, даже если оно проходит в игровой форме, необходимо подходить в хорошем расположении духа.
Еще одной причиной нежелания собирать картинку, может быть неусидчивость ребенка, его повышенная активность и потребность быть в постоянном движении. В этом случае приступать к игре нужно после какой-либо активности: прогулка, детская игровая площадка, батут. Даже самые резвые детишки рано или поздно устают. Спокойное занятие помогает ребенку расслабиться, настроиться на сон. Для вечернего времени вполне подойдет такая игра, как пазл.
А бывает так, что ребенок с удовольствием собирал пазлы, но потом стал резко отказываться от этого занятия. Вспомните, не расстраивался ли он от того, что у него не получалось хорошо собрать картинку? Ряд неудач может вызвать неприязнь к этой игре. Может пазл сложный для ребенка, неясная картинка или слишком много элементов? Все эти нюансы непременно нужно учитывать, предлагая ребенку новый набор. Попробуйте выяснить причину и помочь ребенку преодолеть негативное отношение.
Какие картинки пазла выбрать ребенку
Детей, как правило, интересуют привлекательные игрушки. В первую очередь обратите внимание на цветовую гамму. Чем старше ребенок, тем более яркие иллюстрации ему понравятся. Самым маленьким детям нет особой разницы, что собирать, им интересе сам процесс. По мере взросления у ребенка появляются пристрастия, любимые персонажи мультфильмов. Подберите сюжет, который будет ему интересен. В этом случае увеличивается вероятность того, что ребенка захватит процесс собирания головоломки. Это больше относится к пазлам с большим количеством элементов, собирание которых может занять не один день.
Есть ли польза от собирания пазлов
Любая головоломка, помимо развлечения, имеет развивающий характер. В случае с пазлами список пользы от данного занятия довольно обширный:
- Концентрация внимания. Собирая картинку, малыш максимально активизирует отдел головного мозга, отвечающий за внимание. Пазл, в сравнении с обычными игрушками, представляет собой задачу более высокого уровня, и потому стимулируют сразу несколько отделов.
- Логика. Собирание деталей максимально задействует логическое мышление. Этот навык, отточенный на простых играх, будет сопровождать ребенка всю его жизнь, отражаясь в самых различных ее сферах.
- Память, наглядно-образное мышление. Логические игры неизменно затрагивают память. Чем больше ребенок погружается в мир пазлов, тем активнее задействована его визуальная память и наглядно-образное мышление. Видя образец результата, малышу все время надо держать в уме готовую картинку, и сопоставляя ее с частями пазла, складывать целостный рисунок.
- Мелкая моторика. Этот пункт очевиден для любого, кто наблюдал за процессом сборки пазлов, но считаю необходимым упомянуть его. Работая пальчиками, перебирая детали в поисках нужного элемента, захватывая и и ставя его на место, малыш непосредственно задействует мелкую моторику.
Собирание пазлов - это не просто увлекательный процесс для ребенка и отличное самостоятельное занятие в тишине, но и доступный эффективный способ развития интеллектуальных способностей.
Рекомендуем почитать
- Комментарии