Ребенок пропускает буквы при письме – что делать?
Обсудим одну из проблем, с которой сталкиваются школьники - эта проблема заключается в пропуске буквы в словах. Чтобы понять, почему ребенок не дописывает буквы, необходимо выяснить причины этого явления. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Почему ребенок пропускает буквы?
Причины могут быть разнообразными. Рассмотрим три основные из них:
- Ребенок может неправильно воспринимать слово, слыша или произнося другой звук. Эта проблема связана с логопедией.
- Когда ребенок смотрит на написанный текст, его мозг обрабатывает информацию, и рука продолжает писать. Из-за этого он может не только пропускать буквы, но и добавлять лишние, которые встречались ему ранее. С этой проблемой сталкиваются дети с нарушениями внимания.
- У детей могут быть недостаточно развиты навыки самоконтроля при написании. Чаще всего они пропускают гласные и согласные в стечениях, а также не дописывают окончания слов.
Что делать?
Перед тем как принимать меры для решения проблемы, родителям следует сначала обратиться к дефектологу для проверки внимания и к логопеду для оценки фонематического слуха. Это поможет выяснить причины пропусков. Возможно, дело в дисграфии. Неспособность удерживать написанные слова в рабочей памяти и формировать долговременную память о них, включая их произношение и значение, называется дисграфией. Это расстройство нервной системы затрагивает мелкую моторику, необходимую для письма. Дети с дисграфией испытывают значительные трудности при выполнении рукописных заданий, что часто приводит к эмоциональному стрессу и тревоге. Дисграфия может проявляться уже в дошкольном возрасте, когда у детей возникают трудности с захватом карандаша, рисованием, обведением по контуру и выполнением других подобных задач. Она также может возникнуть позже, в начальной или средней школе, когда письменные задания становятся более сложными.
Причины ошибок
Родители сталкиваются с разными причинами этих ошибок. Есть ошибки, которые основаны на незнании правил и орфограмм русского языка. Есть стойкие ошибки (одинаковые, повторяющиеся), не зависящие от орфограмм языка. Вот с этой проблемой надо обратиться к логопеду. Все ошибки можно разделить на три группы.
1. Ребенок медлителен и не успевает за темпом урока:
- не успевает вовремя записать;
- не понял инструкцию и не успел спросить;
- не услышал инструкцию, потому что ему мешали;
- многоступенчатая инструкция в классе, есть технология, которая готовит ребёнка к многоступенчатой инструкции в школе.
2. Неразборчивый почерк ребёнка, неаккуратно пишет:
- ребёнок не может проверить то, что сам написал, не может увидеть ошибку;
- учителю трудно проверять письменные работы.
3. Наличие стойких ошибок, таких как:
- пропуск букв;
- путает буквы по принципу звонкости-глухости при написании (б/п, г/к, д/т, з/с, в/ф);
- путает письменные буквы, которые похожи по написанию (п – т, д – з – у, г – и – ш…);
- переставляет буквы и слоги;
- не видит конца предложения;
- пишет слова слитно с предлогами и с другими словами.
Рекомендации
Позвольте ребенку, как следует поиграть в дошкольном возрасте. В играх важно соблюдать правила, что помогает малышу учиться самостоятельно, регулировать свои действия и поведение. А именно эта способность к произвольной регуляции является основой грамотного письма. Чтобы ребенку было легче преодолевать, трудности в письме воспользуйтесь нашими рекомендациями.
- Важно, чтобы ребенок правильно держал карандаш, естественный хват снижает усталость рук и давление на стержень, а это означает, что писать будет легче.
- Чем больше поверхностей для письма, тем лучше. Используйте мольберт или большой лист белого картона.
- Содействуйте развитию у ребенка навыков устной речи. Структурированное повествование является замечательным способом, который помогает малышу формулировать свои мысли. Произношение букв и слов вслух, а также запись их на mp3-плеере, диктофоне или с использованием программ для преобразования речи в текст, также будет полезным. Ребенок сможет воспроизвести записанные, когда начнет писать. Это эффективный инструмент, который способствует повышению уверенности.
- Чтобы ребенок правильно сидел за столом, левая и правая стороны тела должны работать синхронно: одна рука придерживает бумагу – другая выводит буквы. Любая деятельность, которая способствует координированному движению рук, обеспечивает хороший результат. Это могут быть поделки с использованием ножниц, лепка или физические упражнения, требующие согласованности между частями тела.
- Правильное владение карандашом – проблема для многих ребят, испытывающих трудности с письмом. Малыш может укрепить пальцы и улучшить хватку, используя инструменты для захвата, найденные в доме: пинцет, палочки для еды, скрепленные на одном конце. Поиграйте с ним: бросьте на стол кусочки ваты, маленькие комочки бумаги или ластики. Затем соревнуйтесь, с ребенком – кто быстрее соберет предметы за минуту.
Упражнения
1. Подсчет слогов и звуков. Попросите произнести ребёнка слово по СЛОГАМ; затем выделить гласный в каждом слоге. Затем назвать все гласные по порядку. Затем последовательно перечисляем все звуки слова, т.к. согласные тоже пропускаются (для такой работы лучше брать слова без мягких согласных (без йотированных гласных), чтобы не было путаницы при несовпадении количества звуков и букв). Слова подбираем по сложности начиная с простых – мак, дом, куст и переходя к сложным - луна, капуста, барабан.
2. Назови какой по счету звук. Можно задать два вида вопросов: - Какой по счёту звук «т» в слове каток? - Назови третий по счёту звук в слове каток. Для усложнения задания можно задавать такие вопросы: - Какой звук идёт после звука «а» в слове каток? - Какой звук идёт перед звуком «о» в слове каток? - Какой звук идёт между звуком «а» и звуком «о» в слове каток?
3. Найди отличия. Игра, которая поможет сконцентрировать внимание ребенка.
4. Найди букву. Ребенку предлагается найти заданные буквы или слова среди лишних букв. Например, - Подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;
5. Сравнение правильного и неправильного слова». Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву. Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное. Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
Благодаря этим играм и упражнениям вы сможете, если не полностью избавиться от проблемы пропускаемых букв, то значительно ее снизить. Не забывайте о важности регулярных тренировок, позитивного отношения и похвалы - отмечайте даже самые маленькие успехи ребенка, а если пока нет ожидаемых результатов, похвалите его за усилия!
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 12.11.2024Рекомендуем почитать
- Комментарии