Обучение ребенка звуковому анализу слова
Буквы представляют собой графические символы звуков. Часто детей обучают чтению по буквам, что означает, что они произносят название буквы, а не ее звук: пэ, рэ… В результате получается «дэомэ» вместо «дом». Дети испытывают трудности с пониманием правил озвучивания букв и буквосочетаний, что создает дополнительные сложности в процессе обучения чтению. Обучение звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: для этого необходимо многократное произнесение слова с интонационным выделением каждого звука. Например, при анализе слова «КОМ» ребенок должен произнести его три раза: «ККом», «кООм», «коММ».
Чтобы ребенок мог анализировать какое-либо явление, оно должно быть для него понятным и материально представленным. Также детям важно знать, что: звуки мы слышим и произносим; буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно воспроизводить голосом, так как воздух, выходящий изо рта, свободно проходит, не встречая препятствий (гласные можно петь на мелодию любой песни). Согласные звуки, напротив, нельзя петь, поскольку при их произнесении воздух сталкивается с преградами, такими как губы, зубы или небо.
В русском языке существует шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. Гласные буквы представлены десятью символами: А, У, О, И, Э, Ы, которые соответствуют звукам, а также четырьмя йотированными буквами, обозначающими два звука: Я – [йа], Ю – [йу], Е – [йэ], Е – [йо]. На схеме гласные звуки выделены красным цветом.
Согласные звуки делятся на мягкие и твердые. К твердым согласным относятся: Ж, Ш, Ц. Мягкими согласными являются: Й, Ч, Щ. На схеме твердые звуки обозначены, синим цветом, а мягкие согласные – зеленым.
Согласные звуки также бывают глухими и звонкими. Глухие звуки произносятся без участия голосовых связок. Чтобы объяснить детям, что при произнесении глухого звука горлышко не дрожит, можно предложить положить руку на горло. Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие согласные звуки: П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Ч, Х, Ц.
Как научить ребенка звуковому анализу слова?
Для того чтобы обучить ребенка звуковому анализу слов, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- Соблюдайте последовательность в представлении форм звукового анализа. Начинайте с выделения звука из слова, затем определяйте первый звук, устанавливайте его положение (в начале, середине или конце слова) и проводите полный звуковой анализ.
- Применяйте наглядные материалы. Можно изобразить слово в виде схемы с клеточками, количество которых соответствует количеству звуков в слове. В процессе анализа ребенок будет заполнять клеточки кружками красного, синего и зелёного цветов.
- Включайте игры. Они помогут развить понимание звуковой структуры слова, закрепить навыки интонационного выделения звука и определения его качественных характеристик.
Обращайте внимание на произношение звуков. Важно, чтобы в словах, предлагаемых для анализа, не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или делает это неправильно.
Как объяснить ребенку звуковой анализ слова?
Анализ звукового состава слова осуществляется через последовательное выделение звуков с помощью голоса и их характеристику:
- Выделите голосом первый звук в слове, назовите его и охарактеризуйте.
- Обозначьте выделенный звук условным знаком (фишкой).
- Выделите голосом второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.
- Продолжайте с третьим звуком и так далее.
- «Прочитайте» слово целиком по фишкам и проверьте себя: сколько звуков в слове, сколько гласных и сколько согласных (твердых и мягких) звуков.
Для более эффективного восприятия задания рекомендуется использовать наглядные материалы (карточки) и цветовое кодирование (гласные и согласные буквы обозначаются разными цветами).
Советы по звуковому анализу слов
Соблюдайте последовательность в проведении звукового анализа. Сначала выделяйте первый и последний звук в слове, а затем звук, находящийся в середине. Далее последовательно обозначайте звуки в слове голосом, давайте им характеристику и составляйте звуковую схему слова.
Используйте наглядные материалы, такие как карточки, и применяйте цветовое кодирование (гласные и согласные буквы обозначаются разными цветами). Например, красный цвет для гласных звуков, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных.
Превращайте задачи по звуковому анализу в игру. Чувствительность ребенка к звуковой структуре слова, а также его способность услышать и произнести отдельные звуки можно проверить и развить в игровой форме.
Методы звукового анализа слов
- Правильное ударение. Проговаривание слова вслух с акцентом на правильное ударение в игровой форме способствует лучшему усвоению материала.
- Выделение слогов. Количество слогов в слове соответствует количеству гласных звуков.
- Описание звуков. Необходимо охарактеризовать все звуки: согласные — на мягкие, звонкие, глухие или твердые; гласные — на ударные и безударные.
- Подсчет звуков и букв. Имейте в виду, что количество звуков и букв в слове может не совпадать.
Можно использовать игры для развития навыков звукового анализа:
Игра «Хлопни в ладоши». Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово с заданным звуком.
Игра «Определи первый звук в слове». Эта игра поможет детям научиться слышать, различать и определять первый звук в слове.
Игра «Начало, середина, конец». Взрослый произносит слова с определенным звуком (например, С), а ребенок определяет его позицию в слове.
Игра «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произнести слово и поймать последний звук в ладошку.
Игра «Улови звук». Взрослый произносит звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Затем следует слово. Если в начале слова слышен твердый звук, поднимается синий квадратик, если мягкий – зеленый.
Крайне важно, чтобы ребенок понял, что такое звук речи, умел различать звуки и разделять слова на звуки и слоги. Лишь в этом случае он сможет легко освоить навык чтения.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 19.07.2025 12:46:42Рекомендуем почитать
- Комментарии