Как научить ребёнка считать до 10
Многие дети старшего дошкольного возраста умеют считать в пределах первого десятка, поэтому при поступлении в школу, как и на протяжении первого года обучения, у них не возникает проблем с арифметикой.
Но как дети приходят к этому навыку? Сами? Или, быть может, это успех родителей – именно они знают, как научить ребёнка считать до 10?
Существует достаточное количество методик, благодаря которым происходит обучение дошкольников счёту в пределах первого десятка. При выборе и применении любой из них главное помнить, что не следует навязывать дошкольнику обучение. Процесс должен вплетаться в привычные ребёнку виды деятельности. И основой будут такие ситуации, когда вы считаете предметы, расположенные перед глазами ребёнка. Усложнение – какая-то абстракция, то, что необходимо удерживать в голове без визуальной подсказки.
Учимся считать в пределах 10: какие методики использовать?
Любая модель обучения в раннем возрасте должна опираться на наглядность. Поэтому
- Это счёт на пальцах. Ориентируемся на пальцы одной руки. Считаем пока до пяти. Одновременно можно и названия пальцев выучить. Когда видите, что ребёнок успешно справляется с пальцами одной руки, подключайте другую. Даже если вы где-то услышите, что счёт на пальцах – плохая идея, знайте: она плохая в случае её исключительного использования, когда ребёнок застревает только на ней, а другие модели не применяет. Как начальный этап, как основа, счёт на пальцах – очень выигрышный способ, когда вы учите считать ребёнка в пределах 10.
- Как и все последующие - модель подразумевает усложнение материала. Поэтому на данном этапе можно воспользоваться обучающими карточками или счётными палочками. Задания можно даже не выдумывать: чаще всего они есть в инструкции к игре.
- Включение полученных знаний в практику. Таким образом, данный этап подразумевает использование сюжетно-ролевых игр (таких, как «магазин», «рынок» и т.д.).
Складывать и вычитать: как?
Перечисленные способы обучения, вроде, хороши: ребёнок начинает запоминать цифры, соотносит название цифры с её графическим образом. А дальше? Что делать-то?
Интересующийся родитель всегда может углубиться в ту или иную систему, чтобы следовать строго ей. Выбор иной методики возможен, если ребёнок не понимает конкретно этот способ. Или, наоборот, если обучение ему даётся очень легко. Пересказывать каждую модель нет смысла, так как всегда есть вероятность «испорченного телефона». И самим цифрам, и сложению с вычитанием вы без труда можете научить по указанным ниже авторским методикам, более того, авторы ещё и рекомендации с примерами предложат: как правильно действовать, а как не следует.
Педагогика изобилует техниками, которые предлагают разные специалисты со всего мира. Допустим, схожая с игрой «магазин» методика Марии Монтессори предлагает ребёнку размен разных монет или подсчёт суммы и разности.
Методика Глена Домана, наверное, известна многим свои цветовым решением. При отработке счётных операций американский врач-физиотерапевт предлагает использовать карточки, как в домино, с крупными красными точками.
О методике Н. А. Зайцева слышали, вероятно, все, но она ассоциируется чаще с обучением чтению. Но обучению счёту здесь так же уделяется большое внимание. «Стосчёт» - под таким названием скрыта идея одновременного показа чисел от 0 до 99. В процессе такого предъявления ребёнок начинает понимать состав числа, точнее, его десятки и единицы.
С. Н. Поляков благодаря коробочке с отсеками и кубиками ввёл ещё один способ обучения счёту сначала в пределах первого десятка, когда ребёнок заучивает все варианты сложения и вычитания. А вот дальше включается уже мыслительная деятельность, которая «работает» благодаря пониманию и запоминанию способов как сложения, так и вычитания в последующих десятках. Несмотря на тактильное и зрительное подкрепление, педагог предлагает развивать именно устный счёт, что, по мнению самого С. Н. Полякова, даёт толчок в развитии интеллекта, памяти и смекалки. В общем, вперёд, вместе с «гномиками в домике»!
Если вы не слышали про метод «ментальная арифметика», тогда рассказываем. Основа обучения – абакус. Это древнейшие счёты, элементы которых расположены определённым образом. Говорят, что методика сложная, благодаря чему помогает обучить ребёнка счёту в уме достаточно крупных многозначных чисел. А ещё закрепляется умение «считывать» информацию в лево-правом направлении. Это один из важных моментов в обучении и счётным операциям, и письму, и чтению, - формируется здесь, при работе с абакусом.
Ещё один метод – заучивание таблиц. Все помнят таблицу умножения? Этот способ – заучивание таблиц – чем-то схож: учим таблицы сложения и вычитания, причём остановиться можно на таблице до 20. Потом ребёнок уже понимает суть вопроса и в состоянии складывать и вычитать всё, что захочет.
С какого возраста начать?
Считать с ребёнком устно (то есть не предлагать ему записывать цифры или в письменном виде выполнять арифметические действия с ними) можно с раннего дошкольного возраста, примерно лет с трёх. Здесь нет чёткой возрастной границы – всё зависит исключительно от малыша. Он может интересоваться чуть раньше или чуть позже, устанавливая закономерности между появившимися из магазина продуктами и их количеством…
На вопрос «с какого возраста начать обучение счёту», - известный методист С. Н. Поляков отвечал, что обучать ребёнка нужно в том случае, если он проявляет интерес, а для проявления интереса его просто нужно подпитывать, включая в развивающие игры разнообразные счётные элементы.
Если вас интересует: какие методики лучше в каком возрасте? Мы вновь идёт от интереса ребёнка и его базовых навыков. От так называемой «усидчивости», от времени, за которое он может воспринять материал. Выбирайте любую из перечисленных моделей – если она успешна, если ребёнок тянется к чему-то новому, тогда можно перейти и к другой системе или же можно использовать сразу несколько методик. Если же у малыша нет желания изучать что-то другое - можно надолго остановиться на том, что ребёнку понравилось. А вот какие игры и игрушки помогут дополнить задания для обучения счёту в пределах 10?
Игры и игрушки, которые помогут научить ребёнка считать в пределах 10
- LEGO. Ни у кого не возникает сомнений, что этот конструктор – вещь многофункциональная. Сейчас учит счёту, а позже – дробям.
- Сказки, в которых несколько героев. Просите ребёнка, чтобы он хлопал нужное количество раз, когда услышит число.
- Математические раскраски. Реши пример в ячейке и узнаешь, каким цветом нужно её закрасить.
- Настольная игра «Земляничные тропинки», которая состоит из двух видов карточек: «Сбор ягод», а ещё «Делимся ягодами». Для первого вида карточек необходимо нанизывать определённое количество ягод на свою нитку. Для второго – нужно ягоды отдавать, иначе выполнять вычитание. По ходу игры дети пересчитывают ягоды и сравнивают.
- Домино с цифрами. Годятся варианты от любых производителей. Смысл игры такой же, как и при выкладывании домино с картинками (более привычный вариант для детей).
- «Uno» («Уно»). Помимо закрепления знания цифр здесь ещё много чего можно сформировать и развить (например, знание цвета, умение переключаться на новую задачу, концентрация зрительного и слухового внимания). А игра подразумевает лишь то, что каждый игрок выкидывает свою карту, а уж исходя из изображённой на ней цифры, или другого символа, или цвета самой карты остальные игроки и выбирают свои дальнейшие действия.
- Настольная игра «Фрукто 10», в которой игроки наперегонки ищут подходящие фрукты с числами. Благодаря игре тренируется навык беглого устного счёта и умение концентрироваться на задаче и способность внимательно обрабатывать поступающую извне информацию.
Какие игры по возрастам лучше подобрать для обучения
Если у вас остался этот вопрос, вспомните самое главное: любое обучение ведётся от простого к сложному. Если ваш ребёнок не понимает того, что вы ему предлагаете – вернитесь на ступеньку ниже. А на какую – это прописано в любой методичке к развивающим играм тех авторов, чьи фамилии вам встретились в этом материале.
Итак, как научить ребёнка считать до 10 или вместо послесловия.
Если ежедневно хотя бы по 10 минут уделять внимание обучению своего малыша счёту, результаты будут налицо. При этом:
- начинать учить ребёнка считать до 10 следует не с какого-то определённого возраста, а только тогда, когда взрослый отметил сохраняющийся интерес малыша к цифрам, числам, взаимоотношениям с ними.
- Сперва отработайте счёт в пределах 5, потом 10.
- Далее можете предлагать лёгкие задания на сложение и вычитание с обязательным условием зрительного подкрепления.
- Этот принцип – постепенного усложнения – используйте на всех этапах обучения. Мгновенное понимание всех правил сложения и вычитания ваш ребёнок точно вам не предъявит, поэтому и требовать этого умения от него не следует.
- Помните, что в обучении очень многое зависит именно от индивидуальных особенностей вашего чада, не сравнивайте его успехи или неудачи с другими детьми. Поэтому нет какой-то одной универсальной методики – пробуйте разные, если видите, что дело идёт туго. Но сами методики лучше не перемешивать в том случае, если вы нашли ту самую «свою».
- Счёт в уме – это достаточно сложная операция, которая зависит в первую очередь от возраста, от степени созревания структур головного мозга. Поэтому не торопитесь убирать от своего ученика наглядность и не сердитесь: вам кажется, что вы так много всего объяснили – почему же счёт в уме не доступен ребёнку? Просто ещё не пришло время. Играйте дальше, не теряйте интерес малыша к цифрам.
- В игре старайтесь предъявить ребёнку весь спектр понимания того, что такое количество предмета: это просто визуальный ряд предметов, это цифра, написание которой вы отрабатываете, это слово, которым вы обозначаете количество предметов.
- И, конечно, не делайте больших перерывов при обучении цифрам и счёту в пределах 10. Напомним: системность в работе удивит вас, когда «вдруг» ваш ребёнок будет «щёлкать» сложные примеры как орехи и начнёт складывать и вычитать числа в уме!
- Комментарии