Как объяснить ребенку, что такое суффикс?
Суффикс - это элемент слова, который располагается после корня и способствует образованию новых слов и их форм.
Важно знать: Суффикс всегда стоит после корня слова. Суффикс всегда стоит перед окончанием слова. Суффикс значимая часть слова, которая несет определенный смысл.
Суффиксы несут в себе важную информацию и помогают понять, что обозначает слово. Суффикс -чик- делает существительные уменьшительными и ласкательными. Например: домик, ключик. Суффикс -ник- обозначает профессию или принадлежность к чему ни будь. Например: столяр, каменщик. Суффикс -ость- образует от прилагательных существительные, обозначающие качество. Например: доброта, белизна. Суффикс -тель- формирует существительные, обозначающие производителя действия. Например: учитель, водитель.
Суффиксы позволяют нам создавать новые слова, уточнять их смысл, придавать им разные оттенки. Словообразующие суффиксы. Например, слово «река» обозначает большой водный поток, а «речка» - меньший, «речушка» - еще более маленький. Суффиксы -к- и -ушк- в данном случае создают уменьшительное значение.
Другой пример: «дом» - это здание, а «домище» - это очень большое здание. Суффикс -ищ- в этом случае придаёт слову значение увеличения.
Также можно рассмотреть пару слов: «учить» - это действие, а «учитель» - человек, который выполняет это действие. Аналогично, в паре «переводить» - действие и «переводчик» - человек, выполняющий его, суффиксы -чик- и -тель- образуют существительные, обозначающие лица, от глаголов.
Формообразующие суффиксы. Например, «читать» - это инфинитив, «читает» - глагол в настоящем времени, а «читал» - глагол в прошедшем времени. Суффикс -л- указывает на то, что действие произошло в прошлом.
Другой пример: «красиво» - это утверждение, а «красивее» - это форма сравнения. Суффикс -ее- показывает, что один объект сравнивается с другим. Если родители заметили, что ребенок не может выделить суффикс, это может означать следующее: он не осознает, из каких морфем состоит слово. В этом случае стоит вернуться к основам и объяснить ребенку, что такое приставка, корень, суффикс, основа и окончание, проговорив значение каждой части слова и указав ее место в структуре.
Он выделяет части слова в неправильной последовательности. В таком случае полезно повторить порядок выделения. Сначала следует определить корень, подбирая к слову однокоренные слова. Это поможет лучше понять, где находится приставка перед корнем и суффикс после него. Также существуют слова, в которых нет ни приставки, ни суффикса, например, «корм».
Попробуем доступно объяснить ребенку, как найти в слове суффикс
- Сначала определяем, к какой части речи относится слово. Это важно, потому что существуют изменяемые части речи (у них есть окончания) и неизменяемые (у них нет окончаний, но есть суффиксы), и у каждой части речи свои суффиксы. Например: «узорная» (прилагательное) и «решетка» (существительное).
- Далее находим окончание слова. Для этого изменяем его: существительные и прилагательные – по падежам или числам, глаголы – по лицам и т.д. Выделяем окончание и основу слова (основа – это все слово без окончания). Например: «узорная», «узорной», «узорные» – окончание «ая», основа «узорн». «Решетка», «решетки», «решеткой» – окончание «а», основа «решетк».
- Суффикс, если он присутствует в слове, располагается между корнем и окончанием (исключение: возвратный суффикс глаголов – «ся» стоит после окончания). Поэтому сначала выделяем корень. Как его найти? Можно устно подобрать или записать 2-3 однокоренных слова и определить, какая часть у них общая. Например: «узорная», «узор», «узорчатый».
- Между корнем и окончанием находим суффикс. Например, узорная – суффикс н. Решетка – суффикс к. Если вам кажется, что суффиксов два, проверяем так: если после первого суффикса можно поставить окончание и получится слово – это точно суффикс. Например, глагол «рассказываю». Вы сомневаетесь: суффикс ыва или их два: ы и ва. Проверяем: рассказы… ю, ешь… нельзя добавить окончание, чтобы получилось слово. Значит, суффикс ыва.
Полезно обращать внимание ребенка, что у каждой части речи свои суффиксы, их удобно именно так анализировать и запоминать – когда изучаем части речи. Например, у существительных есть уменьшительно-ласкательные (оньк, еньк, очк и др.: кисонька, Оленька, цветочки) и увеличительные (ищ – глазищи, ручищи, ножищи), есть суффиксы, которые образуют слова-названия детенышей животных (онок, енок, ат, ят: котенок, котята; волчонок, волчата) и мн. др., а у глаголов в неопределенной форме будет один из суффиксов: а, е, о, у, и + ть.
Как объяснить ребенку, что такое суффиксы?
Чтобы объяснить ребенку что такое суффиксы, используем сравнение: суффикс – это волшебная палочка, которая поможет изменить слово, сделает его другим. Приводим примеры: покажите, как суффиксы меняют значение слов: «кот- котик-котята». Рисуем - нарисуйте схему слова с выделенным корнем, суффиксом и окончанием. Используем карточки: сделайте карточки с различными суффиксами и словами, которые можно преобразовывать с их помощью. Играем в игры.
Игра «Продавец и покупатель»
Цель: Упражнять в образовании прилагательных с использованием суффиксов от основных существительных.
«Все вы выступаете в роли покупателей. Я являюсь кассиром, а у меня в продаже варенье. Я выдам вам чек только в том случае, если вы назовете одним словом, какое именно варенье вы приобретаете». (Варенье из малины, груши, яблок, вишни, смородины, мандаринов). «Теперь я предлагаю мороженое» (с шоколадом, с орехами, с мармеладом).
Игра «Да-нет»
Цель: Обучение образованию существительных с использованием суффиксов, обозначающих лиц мужского и женского пола. Развитие навыков различения слов с различной эмоциональной окраской. «Эту игру разработал Незнайка. Если слово выражает положительное значение, необходимо ответить: «Да, я тоже…». Если же оно имеет негативный оттенок, следует отказаться: «Нет, я не лгунья». Примеры слов: «умник», «мастер», «трус», «озорник», «ворчун», «драчун», «плясун», «шалун». После этого можно использовать те же слова, но в женском роде.
Важно не перегружать ребенка сложными терминами, используйте простые и понятные слова. Делайте процесс обучения интересным и занимательным.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 17.07.2025 01:52:45Рекомендуем почитать
- Комментарии