Игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза
31.01.2025 Реклама, erid: 2W5zFHz7b8c, АНО ЦОТР «Ребус» ИНН 7733184295
Звуковой анализ слова включает в себя определение последовательности звуков в слове, а также выявление их различительной роли и основных качеств. Почему же дети дошкольного возраста не способны самостоятельно выполнять звуко-слоговой анализ слов? Во-первых, перед ними не стоит задача звукового анализа до начала обучения грамоте, поэтому попытки выявить у детей умение проводить такой анализ обычно оказываются безуспешными.
Во-вторых, это связано со сложностью самого процесса. Когда мы разбиваем слова на звуки и лишаем их привычного слогового произношения, мы существенно искажаем их. Ребенок, которому необходимо выполнить эту задачу, впервые в своей речевой практике должен отойти от смысла и значения слова и начать рассматривать его как формальную единицу, как звукокомплекс.
В-третьих, дети просто не обладают средством для решения данной задачи. Данное задание вызывает затруднение даже у детей без речевой патологии, не говоря уже о детях – логопатах, имеющих в структуре речевого дефекта недоразвитие произносительной стороны, фонематического слуха и фонематического восприятия .Но практика показывает , что дети с ОНР 6 – 7 летнего возраста в ходе специального обучения могут производить полный звуковой анализ слов , но для формирования этого умственного действия им должно быть дано средство , заключающееся в максимальном развертывании действий со звуками, в материализации звукового состава анализируемых слов.
Успешность освоения навыков звуко-слогового анализа и синтеза зависит от состояния фонематического слуха и восприятия, артикуляционных возможностей, а также, согласно последним исследованиям, от особенностей развития неречевых процессов. К ним относятся оптико-пространственная ориентация, ритмическая организация движений и действий, способность к последовательной обработке информации и мотивационная сфера ребенка. Эти неречевые процессы являются основными предпосылками для формирования навыка звуко-слогового анализа и синтеза.
В коллекции игр автора Татьяны Барчан представлены игры, которые помогут ребенку в изучении и закреплении темы звуко-слогового анализа и синтеза слов. Давайте познакомимся с ними.
«Карусель из слов, звуков, слогов» - это обучающая игра. Тематика игры включает звуковой анализ слов, а также обобщающие понятия, такие как предмет, признак и действие. В набор входят: 8 игровых полей, 6 волчков с заданиями и 36 призовых фишек. Возрастная категория: от 5 до 10 лет. Количество игроков: от 1 до 8.
Некоторые варианты игры:
1.Участникам раздаются игровые карточки. Ведущий вращает волчок с цветными секторами. Как только волчок остановится, все игроки должны найти на своих карточках предметы, которые полностью или частично соответствуют цвету, выпавшему на волчке.
2.Игроки получают карточки и по очереди называют одушевлённые или неодушевлённые предметы, изображённые на них. В этом варианте игры дети знакомятся с понятиями «живое» и «неживое».
3.Всем участникам раздаются карточки. Ведущий запускает волчок, на котором изображены различные предметы, разделенные на сектора. Как только волчок остановится, игроки по очереди должны назвать предметы, изображенные на их карточках, которые соответствуют группе предметов, выпавшей на волчке. В этом варианте игры дети учатся обобщать предметы по общим признакам, таким как одежда, игрушки, фрукты и другие категории.
За правильные ответы участники получают яркие жетоны. Победителем становится тот, кто соберет больше жетонов, чем остальные игроки.
«Звуковые ходунки» - это игра-ходилка, предназначенная для автоматизации звуков, освоения звукового состава слов и расширения словарного запаса. Есть несколько моделей этой игры:
«Звуковые ходунки Ш, Ж, Ч, Щ, Т». Возраст: от 5 до 7 лет. Количество игроков: от 1 до 4. Тематика: автоматизация звуков Ш, Щ, Ж, Ч, изучение звукового состава слов, развитие словарного запаса.
«Звуковые ходунки З, Зь, С, Сь, Ц». Возраст: от 5 до 7 лет. Производитель: Центр образования и творческого развития «Ребус» (ЦОТР «Ребус»).
«Звуковые ходунки Р-Рь, Л-Ль». Возраст: от 5 лет. Тематика: автоматизация звуков Р, Рь, Л, Ль; изучение звукового состава слов, развитие словарного запаса.
В комплект входят: 5 игровых полей-ходилок, 12 карточек с заданиями, 4 фишки и игровой кубик.
«Ходунки» способствуют развитию навыка звукового анализа слов и словесно-логического внимания. В пособии также предусмотрены дополнительные задания для формирования грамматического строя, а также для развития зрительной и слуховой памяти и внимания.
«Поиграйте с логопедом!» - это игровое пособие, предназначенное для развития речевых и логопедических навыков. В комплект входят 4 игровых поля, 86 карточек со словами и изображениями, 10 карточек с буквами и схемами, а также 2 двухсторонних волчка с заданиями.
С помощью этого пособия можно организовать различные игры, такие как:
«Слоги на ладошках» для изучения слоговой структуры слов;
«Разыскиваются звуки» для осознания различий между твёрдыми и мягкими звуками;
«Где стоит ударный слог» — для работы над ударением в словах;
«Вокруг да около» — для изучения правил употребления предлогов;
«Три собаки, два кота» — для согласования числительных с существительными;
«Мой, моя, моё» — для освоения притяжательных местоимений.
Это пособие подходит как для профессиональных логопедов, так и для родителей, желающих играть с детьми дома. Игра представляет собой специально организованное занятие, которое требует значительных эмоциональных и интеллектуальных усилий. В процессе игры всегда необходимо принимать решения: как действовать, что сказать, как добиться победы? Стремление найти ответы на эти вопросы активизирует мыслительную деятельность участников. Для детей игра, прежде всего, является увлекательным занятием, которое положительно влияет на результаты обучения. Учебный материал усваивается незаметно, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Все игры Татьяны Барчан вы сможете найти на официальном сайте игротеки «Ребус» http://igroteka-rebus.ru/ © Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 31.01.2025 19:22:03Рекомендуем почитать
- Комментарии