"Игры и Игрушки" №4-2014
Такая взрослая речь
Первый слог, первое слово ребёнка, как и первая улыбка малыша, вызывает у каждого родителя не просто восторг. Ведь с этого момента маленький человек начинает выражать свои мысли, о которых раньше мы больше догадывались. И действительно, речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем знания человека. Поэтому вряд ли найдётся человек, недооценивающий развитие речи ребёнка
В развитии речи детей, как и в каждом этапе взросления, всё взаимосвязано. Если есть нарушения устной речи, будут нарушения и в письменной, детям будет сложнее читать и сложнее воспринимать звучащий текст, сложнее выражать свои мысли. А значит, если упустить момент и не позаботиться о произношении ребёнком звуков сразу, можно получить не только существенные проблемы в школьном обучении, но и, позже, комплексы у подростка, а ещё позже, сложности при устройстве на работу.
Можно говорить, что её развитие начинается с рождения и не заканчивается никогда. В разные возрастные этапы формируется свой «кусочек» речи, поэтому родителям нужно всегда быть на чеку, нужно следить за речью ребёнка, играть в соответствующие игры, при необходимости обращаться к специалисту. Чтобы понимать, где кроются опасные моменты, обратимся к нарушениям речи. Виды нарушений речи крайне разнообразны и могут проявляться как самостоятельно, так и в комплексе с другими:
Слуховое внимание
В развитии речи детей, как и в каждом этапе взросления, всё взаимосвязано. Если есть нарушения устной речи, будут нарушения и в письменной, детям будет сложнее читать и сложнее воспринимать звучащий текст, сложнее выражать свои мысли. А значит, если упустить момент и не позаботиться о произношении ребёнком звуков сразу, можно получить не только существенные проблемы в школьном обучении, но и, позже, комплексы у подростка, а ещё позже, сложности при устройстве на работу.
Можно говорить, что её развитие начинается с рождения и не заканчивается никогда. В разные возрастные этапы формируется свой «кусочек» речи, поэтому родителям нужно всегда быть на чеку, нужно следить за речью ребёнка, играть в соответствующие игры, при необходимости обращаться к специалисту. Чтобы понимать, где кроются опасные моменты, обратимся к нарушениям речи. Виды нарушений речи крайне разнообразны и могут проявляться как самостоятельно, так и в комплексе с другими:
- Нарушение произношения звуков: неправильная артикуляция, пропуски, замена звуков;
- Нарушение слоговой структуры слова;
- Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова;
- Неправильное грамматическое оформление высказывания;
- Нарушение связного высказывания: отсутствие последовательности, планирования фразы;
- Мелодико-интонационные недостатки: нарушение силы, высоты, тембра голоса;
- Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.;
- Бедность выразительных средств устной речи;
- Нарушение общения.
Слуховое внимание
- Угадывание «домашних» звуков, например: что там шумит? Это шумит стиральная машина.
- Музыкальные звуки. Покажите ребёнку музыкальные инструменты, продемонстрируйте, как они звучат. Попросите ребёнка отвернуться и угадать, какой инструмент звучит.
Инсценировки или игра в «Театр»
- При чтении детских стихотворений просите ребёнка изображать то, что вы читаете. Если ребёнок может сам читать стихи, просите вам прочитать стихотворение и изобразить сюжет, сценку «как в театре». Новые слова помогут обогатить словарный запас ребёнка. (Отлично подойдёт стихотворение Даниила Хармса «Весёлые чижи» для детей от 5 лет или русские народные потешки для детей помладше).
- Домашний театр. Следующая ступень игры — настоящие «представления» по сюжету стихотворений или сказок. На начальном этапе вы можете читать текст, а ребёнок будет его инсценировать. Можно обойтись минимальными декорациями. Подойдут игрушки ребёнка или нарисованные герои. Обязательно репетируйте, а потом покажите ваш спектакль родственникам! (Например, стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок» позволяет не только вести диалог и развивать жесты, но и работать над звукоподражанием).
Активизация речи
- Дневник событий. Выберите большую красивую книгу-блокнот — это будет дневник. Открывайте её каждый вечер и записывайте вместе с ребёнком вслух впечатления за день.
- Предмет по описанию. Предложите ребёнку угадать предмет по описанию. Учитывайте опыт ребёнка, давайте точные и доступные его пониманию определения. А потом поменяйтесь ролями. Пусть малыш опишет вам предмет. Эта игра удобна для использования и на прогулке, и дома, и в транспорте.
- Прогноз погоды. Запишите прогноз погоды и предложите ребёнку рассказать о погоде в своём районе на сегодня, завтра «как по телевизору».
- Рисунок. Понадобится лист бумаги и карандаш или краски. Договоритесь, что вы говорите, куда линию вести, чтобы получился рисунок, а ребёнок делает. Поменяйтесь ролями.
- Телефонный разговор. Предложите ребёнку поиграть в «Телефон». Обсудите роли, которые будете играть. И «созвонитесь». Возможные ситуации: заболевший друг, впечатления от поездки, договориться о встрече, что подарить другу, предстоящая поездка, рецепт блюда.
- Кулинарная книга. При помощи рисунков или картинок «запишите» рецепт в книгу. Попросите ребёнка рассказать рецепт или помочь его приготовить.
Ольга Евсеева, педагог
Рекомендуем почитать
- История о том, как кубики башню строили
- Занятия в Школе настольных игр
- «Золушка» занятие по сенсорному развитию
- Русские народные музыкальные инструменты
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку