"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2013
Осознать смысл цифр
Мир усложняется с каждым годом, и в обучении нужно это учитывать. Знания наших предков были конкретны, добывались непосредственным опытом или передавались от старших младшим. Современное знание требует более раннего постижения абстрактных понятий
Как объяснить связь неких комбинаций букв и цифр с предметами или действиями ребёнку, который ещё не полностью освоил возможности своего тела? Как объяснить ему, что это такое — буква или цифра? И как сделать так, чтобы уразумение этих абстрактных значков и символов было приятной игрой?
Младенчество и детство характеризуются быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Решающее развитие мозга происходит до достижения ребёнком шести-семилетнего возраста, когда формируются основные нейронные связи и закладываются базовые качества личности, основы мироощущения, характера, поведения. Поэтому очень важно так организовывать воспитание и образование детей дошкольного возраста, чтобы своевременно сформировать базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что будет заложено в дошкольном возрасте, окажет влияние на всю дальнейшую жизнь.
Дошкольное образование не ставит перед собой задачу бессмысленной зубрёжки, поскольку это не приносит пользы в дальнейшем развитии и самореализации человека. Детям необходимо мягкое комплексное развитие и правильно сформированная мотивация к познанию окружающего мира. Запомнить азбуку, цифры и способы их применения для ребёнка проще на конкретных примерах, то есть играя. Программы обучения в детских садах осуществляют полноценную подготовку ребёнка к школе, адаптируют его к учебной деятельности и дают начальные знания школьной программы.
Воспитатели детских садов добиваются прекрасных результатов: дети запоминают цифры и буквы. Но детям зачастую непонятно, для чего нужны цифры и буквы. И, зная внешний вид и названия букв и цифр, некоторые дети не улавливают смысла этого знания и его связи с реальностью. При воспроизведении цифрового ряда ребёнок может путаться и называть цифры в случайном порядке.
— Я знаю все десять цифр! — гордо сообщила пятилетняя девочка.
Но на вопрос, почему она всё-таки путает 7 и 8, небрежно отмахнулась:
— Какая разница?
Чтобы успешно справиться с этой фундаментальной ошибкой, была создана игра «Простоквашино. Счёт до 10». Она была задумана для того, чтобы дети не просто запомнили внешний вид каждой цифры, а наполнили её смыслом.
Для разработки серии «Простоквашино» компания «Звезда» (разработчик настольных, в том числе и обучающих игр) пригласила замечательных специалистов: кандидата экономических наук Леонида Яковлевича Шкопа и кандидата философских наук Нину Викторовну Пономарёву. Они авторы более 100 изданных настольных игр разнообразной направленности — от военно-экономических стратегий до развлекательных семейных игр. Отдельной линией их творческих разработок стали игры, развивающие логику, речь, внимание, память, усидчивость и наблюдательность. Основываясь на программе воспитания и обучения в детском саду, программах «Детство», «Развитие» и программе начальных классов, им удалось разработать несколько замечательных игр, вошедших в серию «Простоквашино».
Основная цель игры «Простоквашино». Счёт до 10» — направленность на то, чтобы дети осознанно воспринимали смысл цифр и закрепили полученные арифметические знания. По замыслу, цифры в восприятии игроков должны обрести чёткую связь с окружающим миром. «Простоквашино. Счёт до 10» даёт наглядный ответ на простой детский вопрос: «Зачем?» и на наглядных примерах демонстрирует, что разница между цифрами всё-таки есть.
Игра рассчитана на небольшое количество игроков — от двух до четырёх человек и взрослого ведущего, который вовремя напомнит правила, подскажет или направит ход мыслей растерявшегося игрока. Малое количество игроков облегчает контроль над усвоением материала. В случае, если игроков меньше четырёх, взрослый может поучаствовать в игре вместе с детьми, выбрав роль одного из простоквашинских жителей.
Игра носит соревновательный характер. Первый, успешно справившийся со всеми заданиями и собравший четыре карточки, помогает Матроскину выкупить взятую напрокат корову. Методика игры несложна и основана на подсчётах однородных и разнородных предметов в различных вариациях. А весёлые карточки с заданиями и приятные фигурки героев известного мультфильма придутся по вкусу не только детям, но и взрослым.
Игра подойдёт не только детям, начинающим знакомиться с цифрами, но и уже тренирующимся в устном счёте. Задания для подготовленных игроков могут включать элементы счёта до 20. Подготовка к школе превратится в весёлое приключение, которое дополнительно поможет развить речь ребёнка, его внимание, усидчивость и фантазию.
Как объяснить связь неких комбинаций букв и цифр с предметами или действиями ребёнку, который ещё не полностью освоил возможности своего тела? Как объяснить ему, что это такое — буква или цифра? И как сделать так, чтобы уразумение этих абстрактных значков и символов было приятной игрой?
Младенчество и детство характеризуются быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Решающее развитие мозга происходит до достижения ребёнком шести-семилетнего возраста, когда формируются основные нейронные связи и закладываются базовые качества личности, основы мироощущения, характера, поведения. Поэтому очень важно так организовывать воспитание и образование детей дошкольного возраста, чтобы своевременно сформировать базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что будет заложено в дошкольном возрасте, окажет влияние на всю дальнейшую жизнь.
Дошкольное образование не ставит перед собой задачу бессмысленной зубрёжки, поскольку это не приносит пользы в дальнейшем развитии и самореализации человека. Детям необходимо мягкое комплексное развитие и правильно сформированная мотивация к познанию окружающего мира. Запомнить азбуку, цифры и способы их применения для ребёнка проще на конкретных примерах, то есть играя. Программы обучения в детских садах осуществляют полноценную подготовку ребёнка к школе, адаптируют его к учебной деятельности и дают начальные знания школьной программы.
Воспитатели детских садов добиваются прекрасных результатов: дети запоминают цифры и буквы. Но детям зачастую непонятно, для чего нужны цифры и буквы. И, зная внешний вид и названия букв и цифр, некоторые дети не улавливают смысла этого знания и его связи с реальностью. При воспроизведении цифрового ряда ребёнок может путаться и называть цифры в случайном порядке.
— Я знаю все десять цифр! — гордо сообщила пятилетняя девочка.
Но на вопрос, почему она всё-таки путает 7 и 8, небрежно отмахнулась:
— Какая разница?
Чтобы успешно справиться с этой фундаментальной ошибкой, была создана игра «Простоквашино. Счёт до 10». Она была задумана для того, чтобы дети не просто запомнили внешний вид каждой цифры, а наполнили её смыслом.
Для разработки серии «Простоквашино» компания «Звезда» (разработчик настольных, в том числе и обучающих игр) пригласила замечательных специалистов: кандидата экономических наук Леонида Яковлевича Шкопа и кандидата философских наук Нину Викторовну Пономарёву. Они авторы более 100 изданных настольных игр разнообразной направленности — от военно-экономических стратегий до развлекательных семейных игр. Отдельной линией их творческих разработок стали игры, развивающие логику, речь, внимание, память, усидчивость и наблюдательность. Основываясь на программе воспитания и обучения в детском саду, программах «Детство», «Развитие» и программе начальных классов, им удалось разработать несколько замечательных игр, вошедших в серию «Простоквашино».
Основная цель игры «Простоквашино». Счёт до 10» — направленность на то, чтобы дети осознанно воспринимали смысл цифр и закрепили полученные арифметические знания. По замыслу, цифры в восприятии игроков должны обрести чёткую связь с окружающим миром. «Простоквашино. Счёт до 10» даёт наглядный ответ на простой детский вопрос: «Зачем?» и на наглядных примерах демонстрирует, что разница между цифрами всё-таки есть.
Игра рассчитана на небольшое количество игроков — от двух до четырёх человек и взрослого ведущего, который вовремя напомнит правила, подскажет или направит ход мыслей растерявшегося игрока. Малое количество игроков облегчает контроль над усвоением материала. В случае, если игроков меньше четырёх, взрослый может поучаствовать в игре вместе с детьми, выбрав роль одного из простоквашинских жителей.
Игра носит соревновательный характер. Первый, успешно справившийся со всеми заданиями и собравший четыре карточки, помогает Матроскину выкупить взятую напрокат корову. Методика игры несложна и основана на подсчётах однородных и разнородных предметов в различных вариациях. А весёлые карточки с заданиями и приятные фигурки героев известного мультфильма придутся по вкусу не только детям, но и взрослым.
Игра подойдёт не только детям, начинающим знакомиться с цифрами, но и уже тренирующимся в устном счёте. Задания для подготовленных игроков могут включать элементы счёта до 20. Подготовка к школе превратится в весёлое приключение, которое дополнительно поможет развить речь ребёнка, его внимание, усидчивость и фантазию.
Максим Верещагин,
ООО «Звезда»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку