"Игры и Игрушки" №1-2018
Необучающие «обучалки»?
Скажите, родители, как часто вы, пытаясь показать своим знакомым и друзьям умения своего ребёнка, перегибаете палку? Как часто, стараясь помочь малышу подготовиться к вступлению в какой-то новый жизненный этап, вы оказываете ему неправильным обучением «медвежью услугу»?
Давайте поговорим сегодня о чтении и тех играх, которые, по мнению производителей и родителей, должны помочь ребёнку-дошкольнику с усвоением этого достаточно сложного навыка. Упомянем лишь вскользь, что не зря специалисты разных областей, будь то психология, невропатология или логопедия, считают вполне оправданным тот факт, что обучение письму и чтению должно начинаться в предшкольном возрасте, то есть в 5-6 лет, а не в 2-3 года.
Так или иначе, но имеющиеся на прилавках магазинов игры говорят сами за себя: несозревшие мозговые структуры раньше своего срока насильно подвергаются стимуляции. И если бы раннее обучение было единственной проблемой. Но ведь некоторые игры и игрушки предлагают такой продукт, который совсем не учит! Вернее, учит, но совершенно неправильно! Иногда даёт чёткую неверную установку, а иногда путает ребёнка, предъявляя правильные ответы вперемешку с ошибочными, выдавая их за эталон.
Раннее обучение чтению в большинстве своём бессмысленно, потому что чаще всего у ребёнка отсутствует психологическая готовность к обучению. Но, безусловно, всё индивидуально. Поэтому обратите внимание на наличие или отсутствие некоторых способностей у своего чада:
Кубики Зайцева или почему так популярны трещалки и гремелки? Методика Зайцева на сегодня, даже спустя приличное время после её появления, всё так же остаётся одной из самых востребованных методик обучения детей чтению. Заявлено, что дети могут начать читать чуть ли не с 2-х лет. Педагог из северной столицы, Н.А. Зайцев, придумал расположить часто произносимые склады букв в таблице, и затем перенёс их на кубики.
В чём же особенность данной методики? Всё легко: обучение проводится в процессе игры, которая является ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры ребёнок целиком погружается в процесс обучения. Подробнее читайте здесь.
В основе метода обучения чтению по Глену Доману лежит демонстрация карточек с разными изображениями детям с самого раннего возраста. Это могут быть цифры, буквы, растения, животные и многое другое. Данная методика обучает детей читать не с буквы или слога, а сразу с целого слова.
Доман утверждает следующее: ребёнку для обучения чтению достаточно вначале заучить первые несколько десятков слов. Мама просто демонстрирует картинку на карточке в течение нескольких секунд. Таких карточек может любое количество, но суть в том, что по методике следует быстро сменять картинки.
Традиционный метод (звуковой, фонетический) - тот самый, благодаря которому мы сейчас можем читать этот текст. Исследователи развития детской речи утверждают, что уже к пяти годам ребёнок в состоянии полностью выучить алфавит и начать читать, если помогать ему в этом непростом процессе последовательно и не торопясь. Кстати сказать, слоговая методика идеально подходит среднему и старшему дошкольному возрасту. Эта система обучения чтению базируется на алфавитном принципе. В её основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), что происходит под контролем родителей или воспитателей (но никак не самостоятельно или при помощи игрушек). А позже ребёнок учится соединять одну букву с другой, объединяя их в слоги, а потом в слова.
Как же устроены игрушки, которые призваны учить чтению детей-дошкольников? Какой они используют в своей основе принцип? Или всё проще, и в игрушках, которые мы сегодня рассмотрим, заложен лишь начальный этап обучению знания букв алфавита?
Подобных электронному букварю игрушек на рынке достаточно много. Это и книга «Говорящая весёлая азбука» от Азбукварик, и говорящая «Чудо-Азбука» от Белфакс, и азбука-караоке «Маша и медведь», от издательства «Умка» и развивающая игрушка «Учим алфавит» бренд Vtech и так далее. Игры чем-то отличаются, но каждая из них наряду с возможностью научить ребёнка алфавиту даёт ещё и вероятность запутать детей в понимании того, что такое буква, а что такое звук. А это, в свою очередь, обязательно приведёт к нарушению навыка чтения.
Есть игрушки, которые напрямую не очень связаны с алфавитом или обучением чтения. Пока игрушку не протестируешь или не купишь, не поймёшь, что в ней может скрываться какой-то подвох. Допустим, обучающий детский компьютер «Лунтик» от компании «Умка» оснащён достаточным количеством игр, которые знакомят малыша с основами русского языка, музыки, математики, логики. Вот какие типы заданий даются для обучения ребёнка чтению: любимый персонаж Лунтик называет буквы «тэ», «и», «гэ», «эр» - и сразу же на экране появляется написанное слово «тигр», которое сказочный герой читает. Всё логично, слово «тигр» состоит из перечисленных букв. Но, также, логично ребёнок может спросить: почему, если в слове «тигр» первая буква «тэ», она читается не «тэ»?
Чудесный Медвежонок Эльфи (Vtech), о котором мы писали в №3-2012, тоже неверно даёт задание. «Нажми на букву и услышишь, как она произносится», - произносятся звуки, не буквы. Жаль, что мишутка путает и детей, и их родителей.
По утверждению производителей, главная изюминка перечисляемых игрушек – это или возможность во время чтения выучить алфавит, или лёгкий способ самостоятельно выучить буквы и научиться читать. Вдумайтесь в эти утверждения! Не кажется ли вам, что они несколько противоречивы? Все игрушки описываемого типа объединяет несомненное достоинство: они работают с зоной ближайшего развития ребёнка, благодаря чему происходит дальнейшее формирование речевых функций, любознательности, зрительной и слуховой памяти и внимания, мелкой и общей моторики рук, графо-моторных навыков. Но, обратите внимание, данные игрушки предлагаются детям младшего или среднего дошкольного возраста, и каждая из них даёт знакомство и с буквой (то есть именует её так, как она и называется в алфавите), и сразу же со звуком (а есть существенная разница между буквой и звуком).
Вопрос – нужно ли детям, которых хотят научить читать, знать алфавит? Не будет ли их путать умение называть буквы, как в алфавите, при обучении чтению? А ведь эта проблема обязательно, в большей или меньшей степени возникнет, когда будут сначала названы буквы: «эн», «о», «эс», а потом будет предъявлено к прочтению слово «нос». Обратите внимание, не прочтёт ли ваш ребёнок это слово как «эноэс»? Ведь именно так он выучил буквы благодаря азбуке! Или нет? Если нет – тогда и проблем нет! А если да – поверьте, вам придётся приложить большое количество усилий, чтобы переучить ребёнка и объяснить ему, что в алфавите «в» - это «вэ», а в слове «волк» это звук [в], а в слове «вилка» - [в’]. И произносится это всё по-разному! И всё же, если не смешивать желание родителей научить детей знать название букв алфавита и обучить навыку чтения – то игры обязательно будут выполнять развивающую функцию без возможности навредить ребёнку. Итак, решение в какие игры и игрушки будут играть ваши дети, как обычно, за вами! Приятного обучения и игр!
Уважаемые читатели, как вы полагаете, может ли некачественная «начинка» обучающих игрушек навредить ребёнку? Важно ли пытаться обучить читать своего малыша заранее, в младшем и среднем дошкольном возрасте? Или желательно обходить стороной такие игрушки до 5-6-летнего возраста? Пишите нам и присылайте свои отзывы на адрес redaktor@i-igrushki.ru. По традиции, самые интересные и спорные мнения мы опубликуем в следующем номере.
Давайте поговорим сегодня о чтении и тех играх, которые, по мнению производителей и родителей, должны помочь ребёнку-дошкольнику с усвоением этого достаточно сложного навыка. Упомянем лишь вскользь, что не зря специалисты разных областей, будь то психология, невропатология или логопедия, считают вполне оправданным тот факт, что обучение письму и чтению должно начинаться в предшкольном возрасте, то есть в 5-6 лет, а не в 2-3 года.
Так или иначе, но имеющиеся на прилавках магазинов игры говорят сами за себя: несозревшие мозговые структуры раньше своего срока насильно подвергаются стимуляции. И если бы раннее обучение было единственной проблемой. Но ведь некоторые игры и игрушки предлагают такой продукт, который совсем не учит! Вернее, учит, но совершенно неправильно! Иногда даёт чёткую неверную установку, а иногда путает ребёнка, предъявляя правильные ответы вперемешку с ошибочными, выдавая их за эталон.
Раннее обучение чтению в большинстве своём бессмысленно, потому что чаще всего у ребёнка отсутствует психологическая готовность к обучению. Но, безусловно, всё индивидуально. Поэтому обратите внимание на наличие или отсутствие некоторых способностей у своего чада:
- устная речь ребёнка характеризуется обширным словарным запасом, возможностью и умением строить сложные предложения;
- малыш обладает навыком грамотного и понятного пересказа того, что он слышал в детском саду или дома;
- сохранная и сформированная по возрасту пространственно-временная ориентация;
- отсутствие нарушения звукопроизношения.
Кубики Зайцева или почему так популярны трещалки и гремелки? Методика Зайцева на сегодня, даже спустя приличное время после её появления, всё так же остаётся одной из самых востребованных методик обучения детей чтению. Заявлено, что дети могут начать читать чуть ли не с 2-х лет. Педагог из северной столицы, Н.А. Зайцев, придумал расположить часто произносимые склады букв в таблице, и затем перенёс их на кубики.
В чём же особенность данной методики? Всё легко: обучение проводится в процессе игры, которая является ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры ребёнок целиком погружается в процесс обучения. Подробнее читайте здесь.
В основе метода обучения чтению по Глену Доману лежит демонстрация карточек с разными изображениями детям с самого раннего возраста. Это могут быть цифры, буквы, растения, животные и многое другое. Данная методика обучает детей читать не с буквы или слога, а сразу с целого слова.
Доман утверждает следующее: ребёнку для обучения чтению достаточно вначале заучить первые несколько десятков слов. Мама просто демонстрирует картинку на карточке в течение нескольких секунд. Таких карточек может любое количество, но суть в том, что по методике следует быстро сменять картинки.
Традиционный метод (звуковой, фонетический) - тот самый, благодаря которому мы сейчас можем читать этот текст. Исследователи развития детской речи утверждают, что уже к пяти годам ребёнок в состоянии полностью выучить алфавит и начать читать, если помогать ему в этом непростом процессе последовательно и не торопясь. Кстати сказать, слоговая методика идеально подходит среднему и старшему дошкольному возрасту. Эта система обучения чтению базируется на алфавитном принципе. В её основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), что происходит под контролем родителей или воспитателей (но никак не самостоятельно или при помощи игрушек). А позже ребёнок учится соединять одну букву с другой, объединяя их в слоги, а потом в слова.
Как же устроены игрушки, которые призваны учить чтению детей-дошкольников? Какой они используют в своей основе принцип? Или всё проще, и в игрушках, которые мы сегодня рассмотрим, заложен лишь начальный этап обучению знания букв алфавита?
Электронный звуковой плакат ТМ Знаток «Говорящая азбука»
Как и большинство современных игр, плакат имеет несколько заданий. Самое первое непосредственно связано с наименованием игры.«Начинаем изучать алфавит. Нажимай кнопки», - диктор чётко поставленным голосом называет буквы алфавита.«Ты можешь услышать звук, соответствующий букве» - но как родитель, который «не в теме», будет объяснять ребёнку разницу между буквой и звуком? А далее следуют задания по типу найди букву «эль» или «эс». То есть буква «с» в одних заданиях называется буквой «эс», а в других – произносится как [c]. Дети не вникают в суть, а вот взрослым, если они задумаются, будет не очень ясна разница на слух: когда же нужно говорить «эс», а когда всего лишь «с».Говорящая книжка «Электронный букварь» ТМ S&S Toys
Букварь предлагает ребёнку четыре картинки на странице: буква, слово на эту букву, стихотворение или несколько предложений с выделенной цветом буквой, клеточки с образцом буквы и с возможностью скопировать букву и написать её. Каждая буква обозначена цветом, но не таким, как привычно для педагогов: красным, синим или зелёным. «Ф» - фея, буква окрашена в розовый цвет, хотя логичнее было бы зелёным, буква «ц» почему-то красная, а «ч» - синяя. При нажатии на буквы-кнопки происходит называние буквы и того символа, которым обозначена буква в книжке (в основном, это живые существа). «Пэ» - павлин, «эф» - фея и так далее.Подобных электронному букварю игрушек на рынке достаточно много. Это и книга «Говорящая весёлая азбука» от Азбукварик, и говорящая «Чудо-Азбука» от Белфакс, и азбука-караоке «Маша и медведь», от издательства «Умка» и развивающая игрушка «Учим алфавит» бренд Vtech и так далее. Игры чем-то отличаются, но каждая из них наряду с возможностью научить ребёнка алфавиту даёт ещё и вероятность запутать детей в понимании того, что такое буква, а что такое звук. А это, в свою очередь, обязательно приведёт к нарушению навыка чтения.
Есть игрушки, которые напрямую не очень связаны с алфавитом или обучением чтения. Пока игрушку не протестируешь или не купишь, не поймёшь, что в ней может скрываться какой-то подвох. Допустим, обучающий детский компьютер «Лунтик» от компании «Умка» оснащён достаточным количеством игр, которые знакомят малыша с основами русского языка, музыки, математики, логики. Вот какие типы заданий даются для обучения ребёнка чтению: любимый персонаж Лунтик называет буквы «тэ», «и», «гэ», «эр» - и сразу же на экране появляется написанное слово «тигр», которое сказочный герой читает. Всё логично, слово «тигр» состоит из перечисленных букв. Но, также, логично ребёнок может спросить: почему, если в слове «тигр» первая буква «тэ», она читается не «тэ»?
Чудесный Медвежонок Эльфи (Vtech), о котором мы писали в №3-2012, тоже неверно даёт задание. «Нажми на букву и услышишь, как она произносится», - произносятся звуки, не буквы. Жаль, что мишутка путает и детей, и их родителей.
По утверждению производителей, главная изюминка перечисляемых игрушек – это или возможность во время чтения выучить алфавит, или лёгкий способ самостоятельно выучить буквы и научиться читать. Вдумайтесь в эти утверждения! Не кажется ли вам, что они несколько противоречивы? Все игрушки описываемого типа объединяет несомненное достоинство: они работают с зоной ближайшего развития ребёнка, благодаря чему происходит дальнейшее формирование речевых функций, любознательности, зрительной и слуховой памяти и внимания, мелкой и общей моторики рук, графо-моторных навыков. Но, обратите внимание, данные игрушки предлагаются детям младшего или среднего дошкольного возраста, и каждая из них даёт знакомство и с буквой (то есть именует её так, как она и называется в алфавите), и сразу же со звуком (а есть существенная разница между буквой и звуком).
Вопрос – нужно ли детям, которых хотят научить читать, знать алфавит? Не будет ли их путать умение называть буквы, как в алфавите, при обучении чтению? А ведь эта проблема обязательно, в большей или меньшей степени возникнет, когда будут сначала названы буквы: «эн», «о», «эс», а потом будет предъявлено к прочтению слово «нос». Обратите внимание, не прочтёт ли ваш ребёнок это слово как «эноэс»? Ведь именно так он выучил буквы благодаря азбуке! Или нет? Если нет – тогда и проблем нет! А если да – поверьте, вам придётся приложить большое количество усилий, чтобы переучить ребёнка и объяснить ему, что в алфавите «в» - это «вэ», а в слове «волк» это звук [в], а в слове «вилка» - [в’]. И произносится это всё по-разному! И всё же, если не смешивать желание родителей научить детей знать название букв алфавита и обучить навыку чтения – то игры обязательно будут выполнять развивающую функцию без возможности навредить ребёнку. Итак, решение в какие игры и игрушки будут играть ваши дети, как обычно, за вами! Приятного обучения и игр!
Уважаемые читатели, как вы полагаете, может ли некачественная «начинка» обучающих игрушек навредить ребёнку? Важно ли пытаться обучить читать своего малыша заранее, в младшем и среднем дошкольном возрасте? Или желательно обходить стороной такие игрушки до 5-6-летнего возраста? Пишите нам и присылайте свои отзывы на адрес redaktor@i-igrushki.ru. По традиции, самые интересные и спорные мнения мы опубликуем в следующем номере.
Ольга Алфёрова, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Яйцо с сюрпризом. Отзывы наших читателей
- Модный приговор бумаге
- Японский кроссворд: закрепляем наши навыки!
- Счётный материал
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку