«Игры и Игрушки. Спецвыпуск» №2-2023
Игрушки, которых нет?!
Потребность - это чувство недостатка или нужды в чём-либо. В контексте продаж это желание или необходимость приобрести какой-либо товар или услугу, которое может быть вызвано естественными причинами, такими как голод или дискомфорт, или, например, внешними факторами, такими как мода.
Потребность ребёнка в игрушках трудно переоценить, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Особое место в педагогике занимает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь развитие этих малышей отличаются не только задержанными сроками освоения того или иного материала, но и качественными показателями, которые зависят от многих факторов. Однако, данная статья адресована не специалистам, работающим с данной категорией детей, а производителям игр и игрушек, так как при всём многообразии игр и развивающих пособий на современном рынке, специалисты сталкиваются с нехваткой определённого дидактического материала.
Настоящие реалии показывают, что сегодня большое количество детей не только отстают в речевом развитии, но и долгое время совсем не говорят. А многим, для того, чтобы сказать первые слова и фразы, и вовсе не обойтись без специально созданных условий и коррекционного воздействия. Педагог вовлекает ребёнка в совместное проигрывание сказки, произнесение текста. Но не всегда это является возможным, так как для ребёнка с речевыми особенностями слишком сложны названия персонажей, произнесения реплик и ролей. Всё дело в том, что слово обладает не только звуковой оболочкой, а ещё и слоговой структурой, которая имеет такие характеристики, как ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов, модель самого слова.
В отечественной логопедии наиболее широко представлено исследование слоговой структуры слова и работа по её коррекции Доктором психологических наук, профессором - А. К. Марковой. Она выделила 14 классов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
Логопедам для работы требуются материалы, которые ребёнок может не только увидеть, но и потрогать. Манипуляция с игрушкой, которая имеет своей задачей научить ребёнка произношению определенного слова очень эффективна, ребёнок запоминает через действия с данной игрушкой слово, которое обозначает её идентичность.
Детям на начальных этапах коррекционного развития нужно всё исследовать тактильно, то есть потрогать, поманипулировать с предметом. Это связано с тем, что у таких детей, на этом этапе, преобладает предметно-действенное мышление. Дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых психическое и речевое развитие идёт с опозданием на несколько эпикризных сроков, надолго задерживаются на данном этапе развития мышления.
В продаже имеется большое количество печатных пособий и бумажных дидактических альбомов, основанных на данном исследовании. Но, работая над формированием мотивации и, как сейчас модно говорить, над запуском речи, невозможно ограничиться только «картиночным» материалом хотя бы уже потому, что в том возрасте, когда мы работаем над данной проблемой ребёнка, у него ещё нет возможности долгое время рассматривать картинки и удерживать внимание на нарисованных персонажах и предметах.
Первый класс слоговой структуры. Это такие слова, которые имеют два открытых слога. Например, папа, мама, баба, деда, мыло, лиса, бусы, сова, мука, духи, пена, дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, дети, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
Второй класс слоговой структуры представлен словами из трёх открытых слогов, таких как малина, машина, молоко, бумага, лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, монета, колесо, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама.
Третий класс составляют слова из одного закрытого слога. Это такие слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мёд, дом, кот, гусь, дым, нос. Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.
Четвёртый класс - это слова с одним открытым и одним закрытым слогом: диван, лимон, букет, батон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенёк, денёк, тенёк, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран.
Пятый класс - двусложные слова со стечением согласных: банка, булка, зайка, ветка. банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тётка, кошка, мышка, шишка, челка, держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву, Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.
Шестой класс - это слова из двух закрытых слогов: кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух, Сергей, Матвей, Антон, Павлик.
Описывать данную методику дальше нет необходимости, потому что, дойдя в своих произносительных навыках до этого этапа, дети, как правило, уже имеют достаточно возможностей перейти на печатные дидактические пособия и настольно-печатные игры, не требующие специфического содержания. То есть такие игры, которых много на рынке детских товаров!
Итак, мы видим, что для детей с особыми потребностями нужны в основном игровые наборы первого, второго и третьего класса сложности. Проблема для логопеда в подборе игрового материала состоит в том, что в основном игрушки собраны в тематические (!) наборы, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые» и т. д. А коррекционным педагогам нужны специальные (!) наборы, которые бы соответствовали определённому классу слоговой структуры.
Потребность ребёнка в игрушках трудно переоценить, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Особое место в педагогике занимает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь развитие этих малышей отличаются не только задержанными сроками освоения того или иного материала, но и качественными показателями, которые зависят от многих факторов. Однако, данная статья адресована не специалистам, работающим с данной категорией детей, а производителям игр и игрушек, так как при всём многообразии игр и развивающих пособий на современном рынке, специалисты сталкиваются с нехваткой определённого дидактического материала.
Игрушки, которых много…
Анализируя полки магазинов, специалистам, занимающимся развитием и обучением детей бросается в глаза то, что в основном, на рынке товаров, представлены игрушки для развития сенсорных способностей, что, безусловно, является совершенно правильным и важным. Это различные пирамидки, вкладыши, чашечки, бизиборды, деревянные лабиринты, сортеры, конструкторы, кубики, предназначенные как для строительства и конструирования, так и с тематическим содержанием. Например, с изображением на сторонах кубиков цифр и букв, изображений животных, а также различных, объединённых одной темой, предметов и т.п. Имеющееся в продаже огромное количество музыкальных и шумовых игрушек удовлетворит потребности педагогов в звуковом (музыкальном развитии) также, на любой вкус! Есть игрушки и для развития мелкой моторики – их огромное количество, и большое разнообразие - и по видам, и по качеству исполнения, и по материалу, из которого они изготовлены. Это всевозможные мозаики, бусины для нанизывания, шнуровки, игрушки с кнопками и так далее. Большое количество представлено наборов для детского творчества. Это даёт возможность и педагогам, и родителям без труда обеспечить дидактикой маленьких непосед.Дети с особыми потребностями
В этой статье мы затрагиваем тему речевых проблем у детей, а потому рассматриваем дидактику, разработанную для логопедов. Предложения производителей состоят, в основном, из настольно-печатных игр, которые больше предназначены для обычных детей старшего дошкольного возраста. Это, например, игры на формирование грамматического строя речи, для развития фонематического слуха и воспитания правильного звукопроизношения, а также, для решения многих других задач. А тем временем, до таких игр некоторым малышам нужно ещё дорасти и не в плане календарного, а в плане физиологического возраста!Настоящие реалии показывают, что сегодня большое количество детей не только отстают в речевом развитии, но и долгое время совсем не говорят. А многим, для того, чтобы сказать первые слова и фразы, и вовсе не обойтись без специально созданных условий и коррекционного воздействия. Педагог вовлекает ребёнка в совместное проигрывание сказки, произнесение текста. Но не всегда это является возможным, так как для ребёнка с речевыми особенностями слишком сложны названия персонажей, произнесения реплик и ролей. Всё дело в том, что слово обладает не только звуковой оболочкой, а ещё и слоговой структурой, которая имеет такие характеристики, как ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов, модель самого слова.
В отечественной логопедии наиболее широко представлено исследование слоговой структуры слова и работа по её коррекции Доктором психологических наук, профессором - А. К. Марковой. Она выделила 14 классов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
- Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
- Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные слова (дом, мак).
- Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
- Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, полов-ник).
- Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
- Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Логопедам для работы требуются материалы, которые ребёнок может не только увидеть, но и потрогать. Манипуляция с игрушкой, которая имеет своей задачей научить ребёнка произношению определенного слова очень эффективна, ребёнок запоминает через действия с данной игрушкой слово, которое обозначает её идентичность.
Детям на начальных этапах коррекционного развития нужно всё исследовать тактильно, то есть потрогать, поманипулировать с предметом. Это связано с тем, что у таких детей, на этом этапе, преобладает предметно-действенное мышление. Дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых психическое и речевое развитие идёт с опозданием на несколько эпикризных сроков, надолго задерживаются на данном этапе развития мышления.
В продаже имеется большое количество печатных пособий и бумажных дидактических альбомов, основанных на данном исследовании. Но, работая над формированием мотивации и, как сейчас модно говорить, над запуском речи, невозможно ограничиться только «картиночным» материалом хотя бы уже потому, что в том возрасте, когда мы работаем над данной проблемой ребёнка, у него ещё нет возможности долгое время рассматривать картинки и удерживать внимание на нарисованных персонажах и предметах.
Какие игрушки нужны логопедам?
Логопеды испытывают острую необходимость в большом количестве игрушек, названия которых подчинены принципам классификации (методика Марковой). Игрушки, объединенные в отдельные наборы по классам сложности.Первый класс слоговой структуры. Это такие слова, которые имеют два открытых слога. Например, папа, мама, баба, деда, мыло, лиса, бусы, сова, мука, духи, пена, дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, дети, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
Второй класс слоговой структуры представлен словами из трёх открытых слогов, таких как малина, машина, молоко, бумага, лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, монета, колесо, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама.
Третий класс составляют слова из одного закрытого слога. Это такие слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мёд, дом, кот, гусь, дым, нос. Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.
Четвёртый класс - это слова с одним открытым и одним закрытым слогом: диван, лимон, букет, батон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенёк, денёк, тенёк, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран.
Пятый класс - двусложные слова со стечением согласных: банка, булка, зайка, ветка. банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тётка, кошка, мышка, шишка, челка, держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву, Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.
Шестой класс - это слова из двух закрытых слогов: кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух, Сергей, Матвей, Антон, Павлик.
Описывать данную методику дальше нет необходимости, потому что, дойдя в своих произносительных навыках до этого этапа, дети, как правило, уже имеют достаточно возможностей перейти на печатные дидактические пособия и настольно-печатные игры, не требующие специфического содержания. То есть такие игры, которых много на рынке детских товаров!
Итак, мы видим, что для детей с особыми потребностями нужны в основном игровые наборы первого, второго и третьего класса сложности. Проблема для логопеда в подборе игрового материала состоит в том, что в основном игрушки собраны в тематические (!) наборы, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые» и т. д. А коррекционным педагогам нужны специальные (!) наборы, которые бы соответствовали определённому классу слоговой структуры.
Татьяна Рукавицына,
учитель-дефектолог ГБОУ Школа 236
Рекомендуем почитать
- Развивающие игры
- Ёлки в Московском ЗООпарке
- 3D-пазлы шедевров
- Игра в песок как метод психологической помощи
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку