"Игры и Игрушки" №4-2021
Главное о методике Тюленева
В этом суть методики раннего развития, которую разработал отечественный социолог и педагог Павел Викторович Тюленев. Будучи заботливым семьянином, успехи своей методики он подтвердил на младших братьях и своих дочерях, которые достигли уникальных высот в развитии. В 1996 году вышла книга Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Педагог считает, что начинать обучение следует до того, как малыш освоит этот навык. Одарённость нужно сформировать вовремя! Обязательным условием для раннего развития является окружающая среда. С младенческого возраста можно учить ноты, буквы, цифры и прочее. С первых дней жизни малыша, время его бодрствования нужно использовать максимально продуктивно для умственного и физического развития. Самые значимые взрослые, а именно – родители, должны знакомить его с окружающим миром, стимулировать познавательную и физическую активность, общаясь с ним как со взрослым.
День должен быть чётко распланирован, окружение – насыщено пособиями и развивающими игрушками, которые родитель демонстрирует и озвучивает в процессе игр. Интересно, что от рождения до двух месяцев малыш уже способен воспринимать и дифференцировать изображения – фигуры, орнаменты, буквы. В спокойной обстановке, где нет ничего, что могло бы отвлечь внимание, ребёнок может рассматривать картинки, запоминая при этом названия предметов, когда родитель их проговаривает.
Начиная с двухмесячного возраста, малышам становятся доступны для восприятия названия животных, растений и предметов, используемых в быту. Спустя ещё пару месяцев их можно знакомить с явлениями физики – бросать на пол игрушки разного размера, диаметра и веса, проговаривая все эти свойства. А уже с полугода они вполне способны самостоятельно рассматривать дидактические карточки и открытки, запоминая их содержимое. В этот же период детям можно предложить для исследования магнитную азбуку, чтобы те пробовали составлять слоги и простые слова. Родителям рекомендуется подписывать предметы в квартире, вешая на них стикеры или таблички с названиями. Можно начать осваивать игру «Дай букву», когда малыш по просьбе родителя показывает на неё или даёт нужную карточку. Уже в полтора года ребёнок будет способен понимать игру в шахматы, а в два – самостоятельно, без помощи взрослых, составлять слова и короткие предложения, используя карточки, магнитные буквы или клавиатуру компьютера. Каждое действие, включая прогулки на свежем воздухе, должно быть развивающим. Каждый выход на улицу можно трактовать как увлекательное путешествие: вести дневник наблюдений, чтобы не просто замечать красоты природы, а делать рисунки или фотографии, пользуясь камерой смартфона. Это стимулирует познавательный интерес, а возможность самостоятельно запечатлеть увиденное способствует осмыслению действий. Вскоре малыш сможет сам строить фразы, пополнять журнал, сочинять сказки, рассказы, печатать их на компьютере. Тогда, примерно к пяти годам, он будет готов пользоваться учебниками для начальной школы, и даже самостоятельно осваивать программу.
По мнению современных педагогов, методика Тюленева активно готовит детей к обучению в школе, развивает кругозор. Но так как осмысление учебного материала происходит после семи лет, раннее заучивание носит лишь механический характер. По этой причине, заниматься с малышом нужно регулярно, если пропускать занятия, он попросту забудет весь ранее изученный материал. Если родители готовы регулярно уделять время и внимание для развития малыша, то по мере его роста, все накопленные знания будут осмыслены и использованы в повседневной жизни. Известны случаи, когда дети, которых развивали по этой методике, заканчивали школьную программу экстерном и приобретали несколько профессий, обучаясь в различных ВУЗах нашей страны. А что вы об этом думаете?
Ирина Цыганова,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
ГБОУ Школа № 2044 г. Москвы ДО №4
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии