Рейтинг детской анимации - топ-25 мультфильмов, одобренных родителями
Среди 25 картин родители выбрали те, которые, по их мнению, сильнее всего оказывают ценностное воздействие на детей. В топ-6 вошли мультсериалы «Фиксики», «Три кота», «Простоквашино» (новое), «Барбоскины», «Лунтик» и «Маша и Медведь». Они являются примером баланса между реальными потребностями детей и интересами взрослых. Кроме того, они привлекают родителей к совместному просмотру, благодаря заложенным в картинах смыслам и универсальным ценностям. Их можно считать по-настоящему семейными.
«Смешарики» также высоко оцениваются родителями по уровню ценностного воздействия, однако меньше вовлекают родителей в просмотр.
Лидеров рейтинга объединяет наличие в сюжете примеров общегуманитарных ценностей, способствующих формированию личности и мировоззрения ребенка. Так, 89% родителей отметили, что «Фиксики» и «Три кота» сильнее других картин демонстрируют дружбу как основную ценность, а мультфильм «Лунтик» — воспитанность и вежливость. Осознание индивидуальности каждого человека, «понимание, что все разные», по мнению родителей, ярче всего транслируется в «Барбоскиных» (89%), в «Трех котах» (88%), в «Смешариках» (87%) и новом «Простоквашино» (87%). Однако, как и все базовые ценности, оно также присутствует и в других картинах.
Наибольший разброс в оценках с точки зрения воспитания ценностей получил мультсериал «Маша и Медведь»: в числе сильных сторон опрошенные выделяют пример дружбы и «понимание, что все люди разные» (84%), а в числе наиболее слабых — уважение и помощь родителям, людям старшего возраста (57%). И это самый низкий показатель воспитания ценности среди лидеров рейтинга.
Также в рейтинг вошли: «Сказочный патруль», «Ми-ми-мишки», «Буба», «Лекс и Плу», «Малышарики», «Отель овечек», «Кошечки-собачки», «Кот Басик», «Приключения Пети и Волка», «Геройчики», «Катя и Эф. Куда-Угодно-Дверь», «Финик», «Иван Царевич и Серый Волк 5», «Кощей. Похититель невест», «Кощей. Начало», «Три богатыря и Конь на троне», «Гора самоцветов», «Зебра в клеточку». Опрошенные родители выделяют их как возможный «инструмент воспитания».
Выбор за ребенком
Как правило, ребенок сам решает, какой мультфильм смотреть. 76% родителей позволяют детям самостоятельно выбирать контент. Это связано с двумя факторами: доверием и сложностью управления контентом, так как «ребенок смотрит то, что ему нравится, невзирая на рекомендации взрослых», и занятостью — предположительно, у большинства взрослых нет достаточного количества времени на фильтрацию детского контента.
23% родителей подходят к этому вопросу строже: они сами выбирают контент за ребенка. Свой выбор они строят на основе того, что сами смотрели в детстве (77%), а также соответствуют ли новинки их собственным ценностям (59%) или нет. Функцию «Родительский контроль» для выбора контента используют лишь 9%.
Даже несмотря на разницу в подходах к выбору контента и независимо от возраста ребенка, большинство опрошенных родителей называют мультсериалы «Маша и Медведь», «Три кота» и «Фиксики» любимыми у своих детей, что показывает их «универсальность»: одобрение как взрослых, так и детей.
Советское — значит лучшее… или не совсем?
По данным фокус-групп с родителями, дети постарше в большей степени готовы к просмотру и сравнению персонажей разных лет. Им нравится их поведение, фразы, индивидуальность. В лентах той эпохи им не хватает динамичности, ярких красок, более быстрых реакций героев и быстрого развития сюжета в сравнении с современными мультфильмами. И это становится барьером для активного вовлечения ребенка в просмотр советской анимации.
Детям младшего возраста советскую анимацию воспринимать трудно: им сюжет кажется сложным и растянутым.
Мультфильмы двух эпох отличаются и ценностями: советские формируют в большей степени индивидуальность, а современные, напротив, интегрируют ребенка в коллективный социальный мир, показывая множество моделей взаимодействия с ним.
Герои анимации
Родители считают, что герои анимации должны помогать им в процессе воспитания детей. Поэтому и требования к их качествам формируют соответствующие. Так, положительный герой, по мнению участников фокус-групп, в первую очередь, должен быть «добрым», «смелым», «веселым», а потом уже «сочувствующим», «дружелюбным» и «послушным». Примерами таких героев для них являются Кот Леопольд, Дядя Федор из советского «Простоквашино», Гончик из сериала «Щенячий патруль» и Дим Димыч из «Фиксиков».
Современные родители не хотят видеть отрицательных качеств в персонажах. Например, герои детских мультфильмов не должны быть «жестокими», «капризными», «агрессивными», «грубыми» и т.д. Примерами таких качеств для них стали Буба, Шапокляк из советского мультфильма «Чебурашка» и Гена Барбоскин.
Кроме этого, родители детей младше 8 лет ожидают стабильности и однозначности мультипликационного героя, отсутствия динамики его развития и взросления. Герои, не отвечающие этим требованиям, многогранные и противоречивые, чаще подвергаются критике. Самый яркий пример — Маша из «Маша и Медведь».
Исследование проводилось в марте – мае 2023 года. В опросе приняли участие более 1200 родителей детей в возрасте от 2 до 8 лет, а также две фокус-группы с этой же целевой аудиторией. В рамках исследования были проведены глубинные интервью родителей и детей, а также опрошены 20 экспертов и 10 родителей для составления рейтинга топ-25 картин, имеющих влияние на детей. Исследование проводилось Национальной Медиа Группой в рамках деятельности Альянса по защите детей в цифровой среде.
RDT-info.ru