Покупатели чаще всего знакомятся с брендами, посещая маркетплейсы
..., а затем пытаются узнать их поближе в поиске Яндекса или Google. Аналитики компании «Ашманов и партнёры» провели исследование и выяснили, как покупатели узнают о новых брендах (имеется в распоряжении RDT-info.ru). Ключевые мотивации для переключения между брендами у покупателей ― рост цен, желание сэкономить и пробовать новое.
По данным исследования «Ашманов и партнёры» покупатели открывают для себя новые бренды чаще всего самостоятельно ― в первую очередь, посещая маркетплейсы и онлайн-магазины. Однако значение рекламы и медиа в формировании осведомленности также велико. Из цифровых каналов ― интернет-рекламы, поисковых систем и соцмедиа ― о новых брендах узнают в 2,5 раза чаще, чем из традиционных.
Самая платежеспособная аудитория чаще прибегает к Интернету в качестве источника информации о новых брендах
Покупатели чаще всего узнают о новых брендах, используя онлайн-магазины и маркетплейсы ― 41%.
На втором и третьем местах среди источников информации о новых брендах ― оффлайн-магазины (34%) и реклама в Интернете (30%). Каждый четвертый покупатель узнает о новых брендах из поиска Яндекса и Google (25%) или от знакомых людей (27%).
Самая платежеспособная аудитория чаще прибегает к Интернету в качестве источника информации о новых брендах (поисковики, онлайн СМИ, блоги, соц. сети). Менее обеспеченные респонденты на 5% чаще прислушиваются к рекомендациям знакомых, и почти в два раза чаще посещают офлайн-магазины.
Чем моложе потребитель, тем с большей вероятностью он будет использовать рекламу в Интернете в качестве источника информации о новых товарах и брендах.
Почти половина покупателей (45%), узнав о новом бренде, затем отправляются в поиск Яндекса или Google, чтобы найти больше информации о нем и решить, где его лучше купить
Второй по популярности сценарий ― поиск скидок на товар неизвестного бренда на маркетплейсах и в онлайн-магазинах (42%). Несколько реже покупатели едут в оффлайн-магазины, чтобы увидеть товар вживую (31%).
Каждый четвертый респондент (24%) готов сразу заказать товар нового бренда в Интернете, если цена устраивает. Также покупатели довольно часто хотят узнать мнение близких людей о новом бренде (18%). Вдвое реже респонденты подписываются на страницу бренда в социальных сетях (9%), чтобы следить за информацией о нем.
Покупатели узнавали о новых брендах во ВКонтакте (38%), в три раза чаще, чем в Instagram* (13%)
На втором и третьем месте среди социальных платформ ― Youtube и Telegram ― 34 и 30 процентов соответственно. Реже всего покупатели узнавали о брендах из Tik-Tok (8%), Rutube (5%) и Facebook* (2%). При этом четверть респондентов отметили, что в принципе не узнавали о новых брендах в течение года, используя указанные выше социальные платформы.
Интерес к брендам связан с покупательской способностью ― чем выше доход, тем выше интерес к брендам. Опрошенные с максимальным уровнем достатка интересуются брендами вдвое чаще, чем респонденты с минимальным достатком ― 62% против 31%.
Только 12% опрошенных покупателей выбирали новые бренды чаще по причине ухода ряда известных компаний из России в прошедшем году
Три четверти покупателей считают, что за прошедший год не стали покупать новые бренды чаще.
Большинство (58%) пробовали новинки с той же частотой, что и годом ранее; 12% пробовали реже; еще 6% не покупали в течение года новые бренды. Среди покупателей с минимальным достатком почти вдвое больше тех, кто стал реже покупать новые товары и бренды ― 21%.
Рост частоты покупок новых брендов отметили 25% опрошенных. Наиболее высокая доля таких покупателей среди москвичей в возрасте от 18 до 30 лет --38%). Среди этой группы покупателей - 50% пробуют новые бренды из-за ухода ряда компаний из России, 37% ― из-за изменения цен, 33% - из-за наличия скидок на неизвестные марки, 25% ― из-за увеличения числа новых марок.
Покупатели чаще переключаются на новые бренды из-за роста цен и желания сэкономить, чем из-за ухода компаний из России
Респонденты чаще всего выбирали новые для себя бренды по трем причинам ― из-за наличия скидки на товар незнакомого бренда (38%), из-за общего роста цен (38%) и из-за желания попробовать новое (34%). Уход брендов из России мотивировал покупателей в трети случаев (33%), а увеличение количества новых брендов в продаже ― в 21% случаев.
Значительно реже покупатели переходили на новые бренды из-за недовольства товарами, которые они уже пользуются (7%).
Однако доминирующие мотивации различаются в зависимости от возраста и дохода респондентов. Например, среди покупателей в возрасте 18-30 лет и наиболее обеспеченных групп лидирует желание новизны ― 41% и 44% соответственно. Для респондентов старшего возраста и наименее обеспеченных основными факторами являются повышение цен и наличие скидок на незнакомые бренды.
Для половины российских покупателей потребительские характеристики товара важнее, чем бренд. Каждый второй респондент (50%) при выборе товара обращает внимание в первую очередь на его характеристики, реже на торговую марку. Доля тех, кто ориентируется прежде всего на бренды и разбирается в них, составляет ― 42%. Оставшиеся 8% покупателей ответили, что не интересуются торговыми марками и не видят различий между ними.
Исследование проведено компанией «Ашманов и партнёры» в мае-июне 2023 года на основе опроса 1000 онлайн-покупателей из Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников.
RDT-info.ru