Должны ли дети делиться своими игрушками
Что такое жадность ребёнка? Это нежелание малыша по собственной воле отдавать на время другому лицу ценные для него предметы. Проявление так называемой жадности возникает у детей в возрасте полутора лет. Это естественный процесс, так как у малышей начинается формирование чувства собственности. В силу возраста мальчики и девочки ещё плохо разбираются в ценностях. Для них одинаково дороги и найденная палочка на дороге, и дорогой шикарный велосипед. Детская жадность – это отстаивание своих границ, защита своего личного пространства. Подобное отношение к своему имуществу требует не порицания, а уважения среди окружающих.
Этапы формирования у детей чувства собственности
Специалисты по детской психологии выделяю несколько этапов формирования у детей чувства собственности и делят их по возрастной категории.
- От 1-го до 2-х лет. Малыши в этом возрасте не разделяют вещи и людей на категории «моё» – «чужое». Поэтому понятие «жадина» в этом случае вообще неуместно. Дети берут не принадлежащие им игрушки, отдают или не отдают свои вещи, не осознавая весь процесс обмена.
- С 2-х лет дети уже начинают понимать свою самостоятельность. Появляются такие понятия, как «я» и «моё» обозначая своё личное пространство и наличие вещей, принадлежащих только ему. Поэтому они резко реагируют, когда кто-то претендует на личные вещи.
- В 3 года у ребят начинается период, когда они начинают проявлять упрямство, своенравие, прослеживаются командные нотки. Это связано с тем, что ребёнок социализируется и не всё ему нравиться, так как многое не соответствует потребностям. В этот момент жадность может либо пропасть, либо, наоборот, увеличиться.
- В возрасте 4-х лет дети активно социализируются. Игровое пространство становиться ареной для взаимодействия с другими ровесниками. Малыши начинают понимать, что в процессе обмена игрушками окружающие охотнее вступают в игру, что игрушка становиться инструментом для налаживания контакта в коллективе.
- У детей 5-7 лет уже формируются черты характера, в том числе и жадность. Чувство собственности не всегда может быть здоровым. Иногда оно принимает крайние формы, связанные с негармоничным развитием, психологическим дискомфортом.
Причины возникновения жадности
Различают несколько причин, из-за которых возникает излишняя бережливость у мальчиков и девочек.
1. Дефицит внимания со стороны родителей. Например, родители заняты работой и свой недостаток внимания к своему чаду компенсируют при помощи подарков. В таких семьях есть шанс появления «жадины», так как ребёнок очень дорожит подаренными предметами и не готов делиться ими с другими людьми.
2. Другой причиной появления в семье «жадины» – это избалованность, то есть своеобразное возвышение ребёнка над другими. В такой ситуации малыши не только не готовы отдавать свои игрушки, но и настроены на требование всё новых и новых знаков внимания со стороны взрослых.
3. Влияние на поведение ребёнка личного примера родителей. Если в семье не принято помогать близким, делиться с ними, то, скорее всего, подобный образ жизни будет принят ребёнком, и в дальнейшем он будет так же «экономить каждую копейку».
4. Установки, которые мы даём своим детям также оказывают на детей давление. Запугивание ребёнка такими фактами, что если он не будет убирать за собой игрушки, они окажутся у другого мальчика (девочки). А если он возьмёт на улицу конкретную куклу (машинку) то её сломают. Это приводит детей к тому, что они верят в то, что именно так всё и произойдёт. Поэтому они не стремятся с кем-то меняться своей собственностью.
5. Все дети являются консерваторами. При любой нестандартной ситуации (рождения братика или сестрёнки, поход в садик) возникает не желание делиться тем, что для них дорого.
Проявление жадности может быть также у тех детей, чья жизнь складывается не совсем благополучно. Малыши рано узнают цену любой вещи, и они не готовы расстаться с ней ни при каких условиях.
Меры борьбы против синдрома «жадности»
Какие меры предпринять, если жадность становится социально обусловленной чертой характера. Оказывайте внимание малышу (прогулки, развлечение, общение). В меру балуйте ребёнка, не переходя крайности. Много читайте, смотрите вместе с детьми познавательные и поучающие мультфильмы, где очень хорошо показана грань добра и щедрости. Совершайте поступки, которые благотворно скажутся на вашем ребёнке: проявляйте заботу о близких, не будьте безразличными ко всему происходящему вокруг вас. Чаще оказывайте кому-либо совместно с малышом знаки внимания. Например, вместе выбирайте и дарите подарки близким, делайте неожиданные сюрпризы друзьям. Не концентрируйте своё внимание на тех поступках ребёнка, которые вам не нравятся. Не говорите в присутствии чужих людей, что он жадина. Позвольте детям самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Ни в коем случае не нужно заставлять производить обмен игрушками или, ещё хуже, расставаться (хоть и на время) со своей вещью без каких-либо на то причин. Нужно доносить малышу информацию и повышать детскую уверенность, учить его правильно принимать решения, видя в них целесообразность. Не забывайте хвалить ребёнка, когда тот проявляет здоровое внимание, щедрость, доброту, разумные действия в отношении своих игровых партнеров.
Часто во время совместных игр у детей из-за жадности возникают конфликты, которые вызывают неприятные эмоции у родителей. Их можно предупредить, проведя с ребёнком заблаговременно дружескую беседу о возможных ситуациях на игровой площадке, в песочницы, в гостях. Донесите до малыша, что пользоваться чужими игрушками без разрешения владельца нельзя. Что, дав по просьбе свою игрушку, это не значит, что он отдаёт её навсегда. Она обязательно вернётся к нему обратно. В ситуации, когда малыш, отстаивая своё имущество, не пошёл на обмен, вы должны быть на стороне ребёнка. Но дома, если вы не согласны с его выбором, разобрать ситуацию и донести до него своё мнение на произошедшее.
Должен ли ребёнок делиться игрушками?
На вопрос «должен ли ребёнок делиться игрушками?» правильнее всего ответить, что нет. Ведь это его единственная собственность. В остальном в силу возраста он полностью зависим от взрослых. Учить ли делиться игрушками? Конечно же, да! Важно донести до ребёнка, что взаимодействие между людьми строятся на гармоничном взаимообмене (ты мне, я тебе). Не запугивайте ребёнка и не заставляйте, а объясните схему взаимоотношений на своём примере. Объясните реальность жизни, расскажите о том, что не у всех есть игрушки. И если ты не долго (по просьбе) дашь поиграть, в этом нечего нет страшного. Ты дашь возможность человеку порадоваться.
Термин «жадина» не подходит к той категории детей, которые находятся в процессе формирования личности, и не относится к отклоняющему поведению. Но порою жадность приобретает патологические формы, возникшие на фоне других психологических проблем: стресса, ревности, депрессии, разрушения отношений меду детьми и родителями. Тогда следует обратиться за помощью к психологу. Исправить нежелательное поведение ребёнка можно путём театрально-сказочной и семейной терапии, а также групповых игр.
Детская жадность – это один из этапов процесса взросления малыша. Если не акцентировать на этом внимание, не поощрять данное поведение ребёнка, то со временем синдром жадины исчезнет. Малыш с возрастом поймут, что умение идти на компромисс даёт больше возможностей для коммуникабельного отношения с окружающими.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 29.02.2024 16:52:00Рекомендуем почитать
- Комментарии