Как приучить ребенка собирать игрушки?
Уборка игрушек с целью поддержания порядка в детской комнате – это один из сложных и весьма полезных навыков для ребёнка. В процессе уборки мальчики и девочки приобретают первые знания о чистоплотности и аккуратности. Процесс уборки игрушек, а позднее и личных вещей, ложится в основу формирования в малыше организаторских способностей. Усовершенствуя организаторские способности, дети учатся оценивать обстановку и достигать поставленной цели, а также налаживать взаимную деятельность других для достижения конкретно поставленной задачи.
Большинство детей пытаются всячески избежать процесса уборки игрушек, считая это занятие не интересным, не нужным и безрадостным. Малышей устраивает игровой хаос в комнате, они не находят в нём нечего плохого. Если ребёнок категорически не хочет убирать игрушки, задача родителей найти аргумент, чтобы исправить ситуацию, мотивировать карапуза и сформировать у него понятие ответственности, интерес и уважение к труду.
Как научить малыша убирать игрушки
Ваш вопрос должен звучать «Как научить малыша убирать игрушки?», а не «Как заставить ребёнка выполнять ваши требования?». Призыв к наведению порядка не должен слышаться детьми, как слова наказания. Взрослым нужно запастись терпением, проявить мудрость в этом вопросе, учесть советы психологов и лайфхаки, используемые другими родителями. Так как приучить ребёнка собирать игрушки? Процесс представляет собой некую последовательность действий, которые постепенно дают возможность малышу прийти к пониманию необходимости содержания своей комнаты в порядке. Это длительный период, поэтому необходимо подходить к нему несколькими этапами.
Начинать нужно ещё в младенчестве, закладывая малышу на подсознательном уровне положительные эмоции, связанные с укладыванием игрового предмета после его эксплуатации в отведённое для его хранения место. Это первый подготовительный этап, его реализуют с момента рождения ребёнка до одного года. В этот период времени родителям следует пытаться привить малышу навык складывать игрушки или предметы в коробку. Взрослые сначала сами показывают весь процесс, демонстрируя, что вот игрушка была на полу, а вот её не стало. Затем попробуйте осуществить эти же действия вместе с карапузом, руководя и направляя его руки следуя алгоритму: взять – перенести – положить. После нескольких совместных занятий мальчики и девочки самостоятельно станут применять приобретённый навык, для них этот процесс станет своеобразной игрой.
Второй этап проходит в возрасте от 1-го года до 4-х лет. Здесь нужно придерживаться позиции «вместе, а потом сам». Родители должны организовать совместную уборку с демонстрацией мест, где какая вещь должна лежать. Постепенно уходите на позиции руководителя, обозначая ребёнку определённые задачи: данные книги поставь на конкретную полку; конструктор убери в этот контейнер и т.д. К четырёхлетнему возрасту у мальчиков и девочек будет зафиксирован пункт необходимости уборки игрового места, но ваша формулировка «убери игрушки» не будет работать, вам по-прежнему необходимо искать индивидуальные подходы к вашему малышу.
Третий этап заключается в переходе мальчиков и девочек к самостоятельному осознанию и исполнению обязанности, связанной с уборкой игрушек и других личных предметов. Начиная с 4-х лет и до наступления школьного возраста участие взрослого в совместных уборках следует сократить, а к 7-8 годам свести на нет. Важно постепенно расширить полномочия ребёнка, дать ему возможность самостоятельно решать эту задачу.
Четвёртый этап связан уже с тем, что ребёнок столкнулся со школьной средой, поэтому задач по уборке стало больше. Здесь нужно помочь ребятам не только следить за игрушками, но и научить организовывать своё рабочее время, следить за общим порядком в комнате. В этом помогут навыки планирования и организации своего времени. В дальнейшем способность действовать по определённому плану поможет адаптироваться во взрослой жизни, стать целеустремлённой личностью. В это время можно использовать для организации процесса «рабочий лист», где будут прописаны все пункты, необходимые для поддержания порядка. План может иметь разное название, например «Пилотный лист». Тогда ребёнок, играя роль пилота, в непринуждённой игровой форме осуществляет действия по указанным в сопроводительном листе пунктам. Можно организовать «квест уборку». Заранее сделав фотографии убранного помещения, предложить ребёнку поэтапно воссоздать картинки. Существуют и другие возрастные мотивационные мероприятия, но следует учесть, что призыв взрослого к совести ни к чему не приведёт, так как до семи лет дети в априори не могут, считает себя «плохими».
Советы по прививанию детям навыков по уборке игрушек
- Уборка игрушек должна производиться каждый день и желательно в одно и то же время (перед сном или когда малыш одно действие меняет на совершенно другой вид деятельности). Это вырабатывает у ребёнка привычку, которая со временем становиться устойчивой и необходимой.
- Не надо «засорять» игровое пространство. Пусть часть игрушек храниться в контейнерах, которые предлагаются детям с некой периодичностью, например дидактически-игровой материал. Исключением являются любимые игрушки малыша.
- Необходимо правильно организовать места хранения игрового материала. Это должны быть доступные и удобные коробки, контейнеры, корзинки.
- Процесс уборки игрушек должен походить на увлекательную игру. Здесь родителям нужно проявить фантазию и воображение, создавая детям каждый раз атмосферу сказки и волшебства.
- Успехи ребёнка обязательно надо мотивировать похвалой.
- Станьте примером для своего чада. Если вы принуждаете малыша к уборке, но сами не содержите территорию дома в надлежащем порядке, то шансы приучить ребёнка к аккуратности очень малы.
- Предложите малышу побыть в роли водителя большой машины МЧС. Дайте ему задание убрать последствия игрушечного оползня после случившегося игрового катаклизма.
- Ребёнок может стать водителем такси или курьером, в обязанности которого входит доставка игрушек по месту их «проживания».
- Можно заранее сделать с ребёнком транспорт (самолёт, машина, карета, корабль), с помощью которого в обозначенное время грузы будут доставляться в установленные для них места.
- Организуйте квест. Составьте карту комнаты с разными станциями и препятствиями. Чем больше их будет, тем веселее пройдет у малыша процесс уборки помещения.
- Устройте небольшой субботник, когда вся семья принимает участие в уборке.
- Если детей в доме двое можно, то можно устроить соревнования на звание самого быстрого. Победителю предоставляется выбор сказки на ночь или вечернего мультфильма.
- Стимулирующие наклейки. Заведите тетрадь, в которой малыши буду хранить картинки (стикеры, наклейки), выданные за удачно убранные игрушки. В конце недели можно подвести итоги и за определённое количество наклеек (оговоренное заранее) ребёнок получает поощрительный приз в виде прогулки, небольшого презента.
- Организуйте магазин, где работает служба фасовки. Дети, получив заказ на товар от потребителя, должны быстро заполнить соответствующие ящики для транспортировки продукции заказчику.
- Можно организовать телефонную игру, когда ребёнку звонят бабушки, дедушки, другие родственники и друзья и дают определённое задание. Например, бабушка попросила убрать все фигурки, дедушка – конструктор, тётя – канцелярские принадлежности. Родители заранее озвучивают знакомым предметы, находящиеся не на своих местах.
Примеры игр, стимулирующие детей к уборке игрушек
Родители, проявив креативность, обязательно достигнут желаемых результатов. С помощью весёлых игр дети без каких-либо нервных потрясений в свободной обстановке научатся убирать игрушки и следить за порядком в своей комнате.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 05.04.2022Рекомендуем почитать
- Комментарии