"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Звуковые ходунки
Использование учебных настольных игр в непосредственно образовательной деятельности для детей разных возрастных групп
Специалистам известно, что игровой метод – наиболее эффективный в коррекционной работе: при нарушении звукопроизношения, в развитии фонетического восприятия, слоговой структуры звуконаполняемости слова, лексико-грамматического строя речи. Специалисты всегда с большим удовольствием встречают появление новых игровых пособий, которые могут пополнить их «дидактический арсенал».
В данной статье мы хотим познакомить с серией игр, изданных в Центре образования и творческого развития «Ребус», которые станут незаменимыми помощниками в работе логопедов и дефектологов. Эти игры удивительным образом способствуют созданию эмоционального настроя участников, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают повторить изученный материал без монотонности и скуки.
В данную серию игр входят:
Пособия содержат подробное описание, в них сформулированы цели и задачи, представлены варианты заданий разного уровня сложности. Игровой материал информативно насыщен, эстетически оформлен, разработан с учётом возрастных особенностей и возможностей детей.
Давайте рассмотрим использование данной серии игр в непосредственно образовательной деятельности на примере одной из них. «Звуковые ходунки Р, Рь, Л, Ль» – это набор, состоящий из 5 игровых полей, 12 «бонусных карточек», игрального кубика, четырёх фишек и инструкции. Игра рассчитана на 2-4 человека.
Правила игры просты и интуитивно понятны. Поле и карточка с заданиями необходимо положить в центр стола. После выбора ведущего ему вручаются «призовые фишки». Ими могут быть кружочки, счётные палочки, пуговицы и т.д. Как и в любой игре-ходилке, игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее количество картинок вперёд. Но ход засчитается только в том случае, если игрок фонетически правильно назовёт выпавшее слово. На поле есть кружочки определённого цвета: если игрок попадает на зелёный кружок-«смайлик», фишка перемещается по стрелочке; если на желтый кружок-«смайлик», игрок получает карточку с дополнительным заданием. Игрок, выполнивший дополнительное задание, получает право бросить кубик ещё раз и продолжить ход. Победителем считается игрок, пришедший к финишу первым.
Педагог: Мы спокойны всегда,
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Чисто, чётко говорим,
Потому что не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Педагог: Раз, два, три, в животных и птиц превращаемся мы. Ребята, давайте изобразим сердитого тигра и покажем, как грозно он рычит. (Р-р-р.) Молодцы! А теперь давайте изобразим, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р.) А теперь покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и кричит тоненьким голосом. (Кар-р-р.)
Педагог: Ребята, а вы догадались, какой звук мы будем учиться произносить? (Звук [р].) Правильно. Сегодня на занятии мы продолжим учиться произносить звук [р]. А для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. (Проводится артикуляционная гимнастика по опорам на картинки-образы: «Качели», «Чищу зубы», «Лошадка», «Индюк», «Вкусное варенье».)
Педагог: Давайте повторим, как правильно нужно произносить звук [р]. (Педагог вывешивает профиль артикуляции звука [р].)
Педагог: Ребята, кончик языка сейчас
Поработает у нас.
Приготовились к полёту,
К запуску моторов. (Руки согнуты у груди.)
Глубоко воздух вдыхаем,
С силой ветер выдыхаем…
Кончик языка тотчас
Завибрировал у нас: р-р-р…
Педагог: Молодцы! А теперь пришло время объединиться в маленькие команды (по 4 человека) и поработать с нашими звуковыми ходунками. (Проводится групповая работа. Дети играют по правилам (описанным выше в нашей статье) без использования дополнительных карточек. Педагог находится рядом и контролирует правильное произношение слов.)
Педагог: Давайте немного отдохнём и поиграем с мячом.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Начинается игра.
Я прошу со слогом «ра»
Повторить за мной слова. (Дети повторяют слова за педагогом.)
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Продолжаем мы игру. (Дети повторяют слова за педагогом.)
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом «ро». (Дети повторяют слова за педагогом.)
Ры-ры-ры, ры-ры-ры –
вот слова со слогом «ры».
За мною слова повторяй,
но не зевай. (Дети повторяют слова за педагогом.)
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Игры по развитию речи всегда актуальны и востребованы, их с радостью встретят и неравнодушные к образованию своего ребёнка родители, и специалисты-логопеды, психологи, воспитатели, ведь заинтересованный в успехе своего дела педагог рад любой помощи, которая облегчит совместный труд взрослого и малыша!
Специалистам известно, что игровой метод – наиболее эффективный в коррекционной работе: при нарушении звукопроизношения, в развитии фонетического восприятия, слоговой структуры звуконаполняемости слова, лексико-грамматического строя речи. Специалисты всегда с большим удовольствием встречают появление новых игровых пособий, которые могут пополнить их «дидактический арсенал».
В данной статье мы хотим познакомить с серией игр, изданных в Центре образования и творческого развития «Ребус», которые станут незаменимыми помощниками в работе логопедов и дефектологов. Эти игры удивительным образом способствуют созданию эмоционального настроя участников, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают повторить изученный материал без монотонности и скуки.
В данную серию игр входят:
- «Звуковые ходунки Р, Рь, Л, Ль».
- «Звуковые ходунки С, Сь, З, Зь, Ц».
- «Звуковые ходунки Й».
- «Звуковые ходунки Ш, Ж».
Пособия содержат подробное описание, в них сформулированы цели и задачи, представлены варианты заданий разного уровня сложности. Игровой материал информативно насыщен, эстетически оформлен, разработан с учётом возрастных особенностей и возможностей детей.
Давайте рассмотрим использование данной серии игр в непосредственно образовательной деятельности на примере одной из них. «Звуковые ходунки Р, Рь, Л, Ль» – это набор, состоящий из 5 игровых полей, 12 «бонусных карточек», игрального кубика, четырёх фишек и инструкции. Игра рассчитана на 2-4 человека.
Правила игры просты и интуитивно понятны. Поле и карточка с заданиями необходимо положить в центр стола. После выбора ведущего ему вручаются «призовые фишки». Ими могут быть кружочки, счётные палочки, пуговицы и т.д. Как и в любой игре-ходилке, игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее количество картинок вперёд. Но ход засчитается только в том случае, если игрок фонетически правильно назовёт выпавшее слово. На поле есть кружочки определённого цвета: если игрок попадает на зелёный кружок-«смайлик», фишка перемещается по стрелочке; если на желтый кружок-«смайлик», игрок получает карточку с дополнительным заданием. Игрок, выполнивший дополнительное задание, получает право бросить кубик ещё раз и продолжить ход. Победителем считается игрок, пришедший к финишу первым.
Ход деятельности
(Педагог и дети произносят речёвку.)Педагог: Мы спокойны всегда,
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Чисто, чётко говорим,
Потому что не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Педагог: Раз, два, три, в животных и птиц превращаемся мы. Ребята, давайте изобразим сердитого тигра и покажем, как грозно он рычит. (Р-р-р.) Молодцы! А теперь давайте изобразим, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р.) А теперь покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и кричит тоненьким голосом. (Кар-р-р.)
Педагог: Ребята, а вы догадались, какой звук мы будем учиться произносить? (Звук [р].) Правильно. Сегодня на занятии мы продолжим учиться произносить звук [р]. А для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. (Проводится артикуляционная гимнастика по опорам на картинки-образы: «Качели», «Чищу зубы», «Лошадка», «Индюк», «Вкусное варенье».)
Педагог: Давайте повторим, как правильно нужно произносить звук [р]. (Педагог вывешивает профиль артикуляции звука [р].)
Педагог: Ребята, кончик языка сейчас
Поработает у нас.
Приготовились к полёту,
К запуску моторов. (Руки согнуты у груди.)
Глубоко воздух вдыхаем,
С силой ветер выдыхаем…
Кончик языка тотчас
Завибрировал у нас: р-р-р…
Педагог: Молодцы! А теперь пришло время объединиться в маленькие команды (по 4 человека) и поработать с нашими звуковыми ходунками. (Проводится групповая работа. Дети играют по правилам (описанным выше в нашей статье) без использования дополнительных карточек. Педагог находится рядом и контролирует правильное произношение слов.)
Педагог: Давайте немного отдохнём и поиграем с мячом.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Начинается игра.
Я прошу со слогом «ра»
Повторить за мной слова. (Дети повторяют слова за педагогом.)
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Продолжаем мы игру. (Дети повторяют слова за педагогом.)
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом «ро». (Дети повторяют слова за педагогом.)
Ры-ры-ры, ры-ры-ры –
вот слова со слогом «ры».
За мною слова повторяй,
но не зевай. (Дети повторяют слова за педагогом.)
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Варианты игр для дальнейшей работы со «Звуковыми ходунками»:
- «Придумай предложение». Ребёнок выбирает любые две картинки на поле, которые он хочет связать в предложение.
- «Назови любое слово». Педагог предлагает ребёнку готовую схему: звук в начале слова, звук в середине слова или звук в конце слова. Ребёнок, глядя на схему, должен найти на поле слово, которое подходит к ней, и произнести его.
- «Раздели, сравни, определи». В каждой команде кидают кубик и переходят на нужный кружок. Педагог предлагает отдельным детям выполнение разных заданий: раздели на слоги слово, которое стоит позади/на шаг впереди твоей фишки; посчитай место нашего главного звука; сравни два слова, между которыми стоит твоя фишка – сколько слогов в каждом из них, какие звуки у них общие; определи место нашего главного звука в любом слове на дорожке позади твоей фишки.
Игры по развитию речи всегда актуальны и востребованы, их с радостью встретят и неравнодушные к образованию своего ребёнка родители, и специалисты-логопеды, психологи, воспитатели, ведь заинтересованный в успехе своего дела педагог рад любой помощи, которая облегчит совместный труд взрослого и малыша!
Рекомендуем почитать
- Отмечаем мы День смеха — вот потеха!
- Коломийченко Людмила Владимировна
- Развивающе-игровой модуль «У лукоморья»
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку