"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Значение Нового года в жизни ребёнка
Каждый год мы погружаемся в мир детства, ждём с нетерпением Новый год, наряжаем ёлку, украшаем дом, дарим подарки, под бой курантов загадываем желание и верим в чудо. С огромным удовольствием этот всеми любимый праздник ждут дети, пишут письмо Деду Морозу и под ёлкой находят подарки. Когда ребёнок сочиняет письмо Деду Морозу, он погружается в мир эмоций, в мир волшебства. На наш взгляд, лишать ребёнка веры в чудо не стоит, потому что именно в 7 лет, когда он нуждается в мире сказки, у него идёт активное развитие фантазии и творческого потенциала. Когда ребёнку родители дают возможность встречи с миром фантазий, он, вырастая, становится более адаптивным, гибким человеком без ограничений. Через письмо он рассказывает о своих успехах за год, развивает память, речь. Очень важно и полезно, по нашему мнению, чтобы в этот момент были рядом все члены семьи. Такая традиция, как написание письма Деду Морозу, объединяет всю семью и благоприятно влияет на обстановку в семье.
В своей практике мы часто наблюдаем, что многие родители говорят детям: «Будешь себя плохо вести – останешься без подарков». Нужно ли использовать такой подход? На наш взгляд, это манипуляция по отношению к ребёнку. Родители как бы говорят ему: «Ты должен быть послушным, твоё поведение должно соответствовать нашим требованиям». Детям внушают, что Дед Мороз приносит подарки хорошим детям. В таком случае мы предлагаем родителям иную формулировку: «Чем лучше ты будешь себя вести, тем лучше Дед Мороз исполнит твои желания». Но если ребёнок всё же ведёт себя плохо, и родители решают наказать его таким образом, мы объясняем маме и папе, что малыш на всю жизнь запомнит тот день, когда все получили подарки, а он как самый плохой человек в мире – нет. На наш взгляд, ребёнок все же должен получать подарки в такую Новогоднюю ночь, это традиция. 31 декабря – волшебный праздник, ведь это некий переход на новый этап жизни. Иногда дети просят заведомо неосуществимые вещи: например, мир во всём мире, здоровье для кого-нибудь и другое. В этой ситуации стоит сказать о том, что Дед Мороз не всесильный, он может выполнять только определённые желания. Задача родителей в том, чтобы не раздувать пустые фантазии.
Как психологи, отмечаем, что дети до 3-х лет боятся Деда Мороза. Им нужны нормальные лица без бороды, красного носа и щёк, а уж если дедушка приведёт с собой какую-нибудь Бабу-Ягу, клоуна или ещё кого-то, то всё может закончиться слезами. Собираясь на детский праздник или приглашая Дедушку Мороза домой, помните, что маленькие дети с большой тревогой и настороженностью относятся к незнакомым взрослым и тем более героям сказок, и тем большим волнением может быть встреча с таким ярким, большим, громогласным и необычным чужаком. Малышу потребуется какое-то время, чтобы присмотреться к незнакомому человеку, привыкнуть к его необычному внешнему виду, почувствовать его доброжелательность. В нашей практике встречаются дети, которые категорически отказываются вступать в общение. Не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок подошёл к Дедушке Морозу, поздоровался или обнял его, пока самому малышу этого не захочется, так как это может напугать.
Ошибаются те родители, которые настаивают на активности ребёнка, если он того не хочет при встрече с Дедом Морозом. Пусть малыш просто наблюдает за происходящим. Кроме того, маленьких детей советуем оберегать от сильных эмоций. Большое количество праздников и встреч может послужить стрессом для них. И, конечно же, самое важное для ребёнка – не только в Новый год – это любовь и внимание родителей в повседневной жизни.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы отмечаем важное значение эмоционального благополучия ребёнка не только в стенах детского сада, в первую очередь – в семье. Мы проводим с родителями различные мероприятия: родительские собрания, всеобучи, тренинги, индивидуальные и групповые консультации. Рассказываем о важности родительской любви и внимании. Поэтому предлагаем вам варианты совместных игр в условиях домашней обстановки:
«Вешаем игрушку на ёлочку и рассказываем о себе»
Цель: сплочение всех членов семьи, повышение самооценки.Все члены семьи вместе наряжают новогоднюю ёлку, каждый вешает по очереди игрушку и называет свои положительные качества. Например, «Я люблю свою семью», «Я всегда убираю игрушки после того, как поиграю» и другое.
«Письмо Деду Морозу»
Цель: развитие памяти, речи, повышение самооценки.Ребёнок рассказывает Деду Морозу, что у него получались, чему он научился, как он повзрослел. Взрослый записывает рассказ.
«Разноцветные снежинки»
Цель: развитие речи ребёнка, умение подбирать цвет снежинкам.Взрослый рассказывает ребёнку, что у снежинок бывает разное настроение: весёлое и грустное. Если ребёнок называет грустное, взрослый может спросить: «А почему грустное?». Через игру, ответ ребёнка, можно определить, что его тревожит или волнует на данный момент.
«Подарок Деду Морозу»
Цель: развитие у ребёнка положительных эмоций.Взрослый предлагает ребёнку сделать подарок Деду Морозу. Его можно изготовить своими руками, нарисовать рисунок. Положить подарок под ёлку, ждать прихода Деда Мороза.
«Рисунок Дед Мороз»
Цель: снятие напряжения, страха Деда Мороза, развитие положительных эмоций.Если ребёнок боится Деда Мороза, взрослый может предложить: «Я сейчас нарисую Деда Мороза». Во время рисования комментирует: «Дед Мороз весёлый, добрый, каждый год приходит к детям». Если ребёнок отказывается, следует прекратить данное задание.
«Волшебная верёвочка»
Цель: развитие у ребёнка положительных эмоций.Взрослые натягивают верёвочку с двух сторон или привязывают её между стульями. На самой верёвочке предварительно привязаны подарочки. Детям завязывают глаза, и они ножницами должны срезать один из подарков. Взрослый помогает ребёнку в случае возникших сложностей.
«Снежок»
Цель: развитие памяти, речи, повышение самооценки.Для реквизита игры пригодится снежок, сделанный из ваты. Члены семьи садятся в круг и под музыку передают снежок. У кого в руках окажется снежок при внезапной остановки музыки, рассказывает стихотворение, поёт или танцует.
Таким образом, приближение праздника, подготовка к нему и заранее придуманные игры и конкурсы наполняют его волшебством, детским смехом и благополучной семейной обстановкой. Воспоминание о совместно проведённых праздниках в семье навсегда будут согревать души наших детей.
Татьяна Шумилло, педагог-психолог,
Венера Халикова, педагог-психолог,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
- Комментарии