"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Зимняя сказка
Цель: обучение умению отличать белый цвет от других цветов, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Коррекционно-образовательные задачи: пополнять литературный багаж загадками; закреплять представления о белом цвете, о зиме и её признаках; подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильного уклада свистящих звуков; закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «С»; обучать детей умению отличать белый цвет от других цветов; учить детей образовывать слова-антонимы.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис; мелкую моторику, тактильные ощущения, физиологическое дыхание; артикуляционную моторику, координацию речи с движением, диалогическую речь, грамматический строй речи; мышление, зрительное и слуховое внимание; творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать длительный плавный выдох, плавную напевную речь, бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: контейнеры для манки – по количеству детей; маленькие снежинки – по количеству детей; 2 стойки; нить со снежинками – для дыхательного упражнения; наборное полотно; иллюстрация к «Белой сказке»; зеркала – по количеству детей; игрушка – снеговик; снежинки, белая ткань, ёлка – для оформления группы; иллюстрации к артикуляционной гимнастике: «Заборчик», «Лопатка», «Почистим нижние зубки»; магнитофон; кассета с записью любой спокойной инструментальной музыки; следы; конверты, в которых находятся вырезанные из бумаги детали: три белых круга, оранжевая морковка, зелёное ведро, коричневая метла – по количеству детей; мяч (снежный ком).
Предварительная работа:
- Знакомство с белым цветом.
- Разучивание упражнения «Снежинки» на развитие координации слова с движением, воспитание длительного плавного выдоха.
- Разучивание упражнения «Снеговик» на развитие координации слова с движением, воспитание плавной, напевной речи.
Ход деятельности
Упражнение «Снежинки»: развитие координации слова с движением, воспитание длительного плавного выдоха, пополнение литературного багажа загадками.Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. Но чтобы попасть в зимнюю «Белую сказку», вы должны угадать загадку:
Когда проходят холода,
Кружит она, летает.
Она красива, как звезда,
А на ладошке тает.
Дети: Снежинка.
Учитель-логопед и дети: Кружатся снежинки (Кружатся на носочках.)
В воздухе морозном.
Падают на землю (Медленно приседают, руками показывая плавное падение снежинок.)
Кружевные звёзды.
Вот одна упала (Встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку.)
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, (Бережно прикрывают «снежинку» на ладони другой ладошкой.)
Подожди немножко.
Упражнение «Найди снежинку»: развитие мелкой моторики, тактильного ощущения.
Учитель-логопед: А теперь, ребята, вам нужно отыскать волшебные снежинки. Согласны?
Дети: Да!
Учитель-логопед: Эти снежинки спрятались в снегу. Мы будем искать эти снежинки очень осторожно, потому что снежинки очень хрупкие, они могут быстро сломаться. (Дети отыскивают в манке снежинки.)
Учитель-логопед: Вот мы с вами и отыскали волшебные снежинки. Ребята, а какие у вас снежинки?
Дети: Пушистые, белые, лёгкие, красивые, холодные!
Упражнение «Подуйте на снежинки»: воспитание длительного плавного выдоха, развитие физиологического дыхания. (Между двумя стойками натянут шпагат, к которому подвешены на ниточках снежинки, находящиеся на уровне рта детей.)
Учитель-логопед: Ребята, давайте подуем на снежинки и посмотрим, как они красиво кружатся в воздухе! (Упражнение повторяется 5-6 раз.)
Учитель-логопед: Молодцы!
Учитель-логопед: Вот мы и попали в «Белую сказку» Здесь всё волшебное. Волшебный белый снег совсем нехолодный. Давайте сядем на снег. (Дети садятся на ковёр. Учитель-логопед выразительно рассказывает «Белую сказку», выставив на наборное полотно иллюстрацию.)
Учитель-логопед: Утром девочка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула.
За окном всё было белым-бело. Ночью выпал первый снег и покрасил всё вокруг в белый цвет. Пушистый белый ковёр лежал на земле, мохнатые белые шапки нахлобучили деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора на белом снегу сидел белый-белый кот. А в воздухе кружились белые снежинки.
Девочка быстро оделась и побежала во двор. Из белого снега она слепила большого, белого снеговика. И только глаза у снеговика были чёрными, а нос красным.
Беседа по «Белой сказке»: развитие диалогической речи, развитие грамматического строя речи, обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. (Учитель-логопед приглашает детей на ковёр и организует беседу по сказке.)
Учитель-логопед: В какую сказку мы сегодня с вами попали?
Дети: В «Белую сказку».
Учитель-логопед: Почему она так называется?
Дети: Потому что в ней всё было белым.
Учитель-логопед: А почему всё было белым?
Дети: Потому что выпал первый снег.
Учитель-логопед: Что было белое?
Дети: Белый снег. Белый ковёр на снегу. Белые шапки на деревьях. Белые платки на крышах. Белый кот. Белый снеговик.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы хорошо ответили на мои вопросы!
Упражнение «Снеговик»: развитие координации слова с движением, воспитание плавной, напевной речи. (Дети в кругу выполняют упражнение, чётко проговаривая слова.)
Учитель-логопед: Ребята, давайте мы тоже сделаем из снега снеговика.
Учитель-логопед и дети: Давай дружок, смелей дружок, (Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком, (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.)
И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера.)
Его улыбка так светла! (Показывают руками на лице улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)
Он так доволен, очень рад, (Дети улыбаются.)
Что хочет с детками играть. (Дети разводят руками.)
Учитель-логопед: Вот какой у нас замечательный снеговик получился!
Специальная артикуляционная гимнастика: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков. (Учитель-логопед приглашает детей к зеркалу и напоминает, как нужно правильно сесть.)
Учитель-логопед: Давайте вместе со снеговиком отправимся на прогулку. Посмотрите, сколько выпало много снега. Это снежные сугробы.
Учитель-логопед: Улыбнитесь и покажите, какие у вас ровные снежные сугробы. (Дети выполняют упражнение «Заборчик» Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.)
Учитель-логопед: Ребята, давайте почистим снег. Что для этого нам нужно?
Дети: Лопатки.
Учитель-логопед: А теперь положите язычок вниз как лопата. (Дети выполняют упражнение «Лопата». Улыбнитесь. Приоткройте рот. Положите широкий язык на нижнюю губу.)
Учитель-логопед: Взяли лопатки, давайте почистим снег. А сейчас уберите язычок за нижние зубки и почистите их. (Дети выполняют упражнение «Почистим нижние зубки». Улыбнитесь. Приоткройте рот. Почистите кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.)
Упражнение «Метелица»: закрепление артикуляции и произнесение изолированного звука «С».
Учитель-логопед: А теперь подуйте на язычок, как вы умеете это делать. Оставьте язычок за нижними зубами, сомкните зубы, улыбнитесь и пустите ветерок. (Дети выполняют упражнение «Метелица» – ссссссссссс.)
Учитель-логопед: Ребята, давайте пройдёмся по снегу и послушаем, как он скрипит. Делайте шажок и произносите звук «С». (Дети произносят звук «С», при этом делают шаги.)
Игра-соревнование «Кто быстрее?»: развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики. (Дети получают конверты, в которых находятся вырезанные из бумаги детали: три белых круга, оранжевая морковка, два чёрных глаза, зелёное ведро, коричневая метла. Дети быстро выкладывают из полученных деталей снеговика.)
Учитель-логопед: Наш снеговик загрустил. Давайте слепим ему друзей! А теперь каждый из вас слепит своего маленького снеговика. Проведём соревнование «Кто быстрее?». (Дети выполняют задание, учитель-логопед подбадривает тех, кто отстаёт.)
Учитель-логопед: Молодцы! Вы все очень быстро выполнили задание. Но самым ловким и быстрым сегодня был Султан!
Обучение умению отличать белый цвет от других цветов, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Учитель-логопед: Ребята, а какого цвета ваши снеговики?
Дети: Они белые.
Учитель-логопед: А какие вёдра у них на головах?
Дети: Зелёные вёдра.
Учитель-логопед: Какие носы у снеговиков?
Дети: Оранжевые носы.
Учитель-логопед: Какие у них метёлки?
Дети: Коричневые метёлки.
Учитель-логопед: Какие у них глаза?
Дети: Чёрные глаза.
Учитель-логопед: Вы хорошо потрудились, слепили снеговиков, рассказали мне про них.
Упражнение «Слова наоборот»: образование слов-антонимов. (Учитель-логопед берёт мяч «Снежный ком».)
Учитель-логопед: А теперь снеговик предлагает поиграть в игру «Слова наоборот». Я буду кидать «Снежный ком» – называть слова, а вы будете говорить слова наоборот. Давайте, попробуем!
Учитель-логопед: Весёлый снеговик.
Дети: Грустный снеговик.
Учитель-логопед: Высокая метла.
Дети: Низкая метла.
Учитель-логопед: Длинная морковка.
Дети: Короткая морковка.
Учитель-логопед: Большие глаза.
Дети: Маленькие глаза.
Учитель-логопед: Чистое ведро.
Дети: Грязное ведро.
Учитель-логопед: Добрый снеговик.
Дети: Злой снеговик.
Учитель-логопед: Новое ведро.
Дети: Старое ведро.
Учитель-логопед: Понравилось вам играть со снеговиком?
Дети: Да!
Учитель-логопед: Теперь давайте немного отдохнём.
Релаксация: регуляция мышечного тонуса. (Учитель-логопед предлагает детям лечь на ковёр так, чтобы не мешать друг другу.)
Учитель-логопед: Снег в нашей сказке не холодный, поэтому на нём можно полежать, как на перинке. Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела ладошками вверх, ножки расслабьте, закройте глазки и послушайте волшебную музыку. (Дети лежат на ковре. Учитель-логопед включает магнитофон. Тихо звучит спокойная инструментальная музыка, учитель-логопед негромко читает стихотворение Ивана Сурикова «Белый снег пушистый».)
Учитель-логопед: Открывайте глаза. Потянитесь лёжа. Медленно садитесь. Потянитесь. Медленно вставайте. Потянитесь. Глубоко вдохните. Уроните руки. Выдохните. (Дети выполняют всё, что им предлагает сделать учитель-логопед. Так он постепенно выводит детей из состояния релаксации.)
Окончание занятия: оценка работы детей. (Дети садятся. Учитель-логопед выключает магнитофон. Все вместе вспоминают, что ещё бывает белым. Учитель-логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чём беседовали, что им особенно понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребёнка.)
Альбина Рахимкулова,
учитель-логопед, МБДОУ № 59
г. Салават, Респ. Башкортостан
- Комментарии