"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Зимняя мозаика
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников
Стараясь помочь детям овладеть родным языком, я предлагаю им на занятиях по развитию речи занимательные задания и речевые физкультминутки, художественную творческую деятельность, приобщаю к художественному слову. Представляю свой опыт проведения занятия «Зимняя мозаика».
Цель: развитие речи дошкольников.
Обучающие задачи: закреплять представления о зиме; расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; обогащать словарь антонимов; совершенствовать диалогическую речь.
Развивающие задачи: развивать фонематический слух, речевое дыхание, зрительное внимание, творческое воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к родному языку, доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в своём успехе.
Оборудование: ноутбук, проектор, смарт-доска, мольберт.
Демонстрационный материал: картинки и открытки по теме «Зима», снеговик, снежок-шар из ваты.
Раздаточный материал: по количеству детей - бумажные снежинки, фигуры ёлочек из бумаги, клей; морская соль в чаше.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл зимний гость. Вставайте в круг, мы с ним поиграем! (Воспитатель вносит Снеговика. Дети встают в круг и называют игрушку.) Передавайте снеговика друг другу и называйте слово про него. Какой Снеговик!? (Дошкольники передают игрушку.)
Дети: Снеговик снежный, зимний, весёлый, добрый, белый, холодный, круглый, красивый, милый, чудесный, смешной, блестящий, волшебный, радостный.
Воспитатель: Какие хорошие слова про тебя, Снеговик, сказали дети! Снеговик принёс открытки. Давайте их рассмотрим. (Воспитатель раздаёт детям открытки на тему «Зима», дошкольники их рассматривают и показывают друг другу.) Что изображено на ваших открытках? (Дети по очереди рассказывают о своих открытках. Педагог подводит их к выводу:Снеговик хотел показать, что происходит зимой.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте и мы расскажем Снеговику про зиму. (С детьми проводим физкультминутку «Зимушка-зима» в речевом сопровождении под музыку «Белые снежинки» Г.И.Гладкова.)
Воспитатель: Дети, подходите к смарт-доске. Давайте попробуем собрать картину из частей. (Дошкольники по очереди передвигают указкой элементы разрезной картины, составляют на смарт-доске сюжетную картину «Покормите птиц зимой» и описывают, что получилось.)
Воспитатель: Очень интересная картина получилась, ребята. Мне понравилось, что вы подробно рассказали и о картине, и о том, как находили место для её частей. Давайте поиграем. Я буду произносить начало предложений, а вы закончите их по смыслу. (Провожу упражнение «Доскажи слово»: на смену осени пришла (зима); дует холодный (ветер); на земле лежат белоснежные (сугробы); в воздухе кружатся серебристые (снежинки). Дошкольники договаривают предложения.)
Воспитатель: Молодцы, всё правильно! Сейчас назову и покажу вам движения, а вы их повторяйте за мной и запоминайте. Потом я буду их только называть в разном порядке, а вы - показывать. (Провожу игровое упражнение «Расскажи без слов»: ветер подул - губы в трубочку, дуем; снег хрустит - трём ладошки; медведь уснул - складываем руки под щёку; снег идёт - машем ладошками).
Воспитатель: Снеговик предлагает вам отгадать загадку.
На свете нет похожих двух,
Но каждая, как лёгкий пух.
Зимой всё в них - поля, тропинки.
Что это, милый друг? (Дети называют снежинки.)
Давайте достанем снежинки из корзины и поиграем с ними. (Дошкольники выбирают и достают снежинки, рассматривают их.)
Воспитатель: Положите снежинку на ладошку. Попробуйте её сдуть, сомкнув губы и произнося звук [п] один раз. Не сдули? Тогда произнесём этот звук несколько раз подряд, пока снежинка не слетит. (Дети сдувают снежинки, многократно произнеся звук [п].)
Воспитатель: Ребята, вы любите играть зимой в снежки? (Внимание детей привлекают к снежку из ваты .) Чтобы наши руки не замёрзли, наденем невидимые перчатки. (Дети движениями имитируют надевание перчаток). Теперь холод нам не страшен, мы сможем долго играть. Я скажу слово и подброшу кому-то снежок, а тот, кто его поймает, скажет противоположное по смыслу слово. Например, тяжёлый – лёгкий. (Провожу упражнение «Скажи наоборот»: зима - лето, холод - тепло, мёрзнуть - согреваться, сухой - мокрый, пасмурный - ясный, крупный - мелкий, ненастно- солнечно, день - ночь.)
Воспитатель: Снеговик хочет услышать, как красиво и правильно вы проговариваете зимние чистоговорки. Повторять их за мной будете по цепочке. (Дети повторяют за воспитателем чистоговорки: ор-ор-на окне узор, ой-ой-холодно зимой и другие.)
Воспитатель: Ребята, хороша ли наша ёлка? (Внимание детей привлекаю к расположенной на мольберте ёлке.) Давайте покажем, какая она! (Провожу физкультминутку в речевом сопровождении под музыку «В лесу родилась елочка» Л.К. Бекмана, используя отрывок стихотворения «Наша ёлка велика» З.А. Петровой.)
Воспитатель: Молодцы! Дети, проходите к своим столам. Сейчас мы с вами выполним волшебную аппликацию «Ёлочка». (Звучит музыка М.И. Красева «Маленькой ёлочке холодно зимой». Дошкольники наносят на фигуры ёлочек клей и посыпают их со всех сторон морской солью, придавая заснеженный вид. Когда кристаллы соли высыхают, на кронах ели получается блестящий «снег».)
Воспитатель: Ребята, вы очень красиво оформили свои ёлочки. Давайте расскажем Снеговику, какими они получились.
Дети: Ёлочка зелёная, серебристая, красивая, пушистая. Ёлочка переливается и блестит.
Воспитатель: Снеговику очень понравились ваши ёлочки и ваши ответы. Давайте, прикрепим ёлочки на мольберт и посмотрим, какой красивый заснеженный лес из них получился. (Дети располагают ёлочки на мольберте и рассматривают.)
Воспитатель: Дети, вы знаете стихотворения про большие ели и маленькие ёлочки. Пусть Снеговик их послушает! (Дошкольники по желанию читают стихи «Ели» И.П. Токмаковой, «Ели» Н. Гончарова, «Ёлка» А.Прокофьева.)
Воспитатель: Ребята, снеговику очень понравилось с вами играть. А что вам понравилось больше всего? (Дети отвечают и прощаются со Снеговиком.)
Лэйсан Шафикова, воспитатель ГБОУ
Школа № 2000 Д/о здание № 6, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии