"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Зимнее настроение
Наш опыт организации изобразительной деятельности дошкольников с ОНР на прозрачных стеклянных мольбертах показал, что такое рисование доступно и интересно для детей, привлекает их возможностью получения новых визуальных впечатлений и тактильных ощущений. Создание на прозрачных мольбертах целостных зрительных образов используем для формирования умений согласованно действовать в паре, преодолевать робость и неуверенность в результате, находить решения при затруднениях воплощения творческого замысла.
Цель: всесторонне развивать дошкольников с ОНР средствами продуктивной художественной деятельности.
Обучающие задачи: формировать представления о природных и климатических особенностях Африки, населяющих её людях; навыки создания образа зимнего леса по замыслу, использования в рисовании нетрадиционных техник; композиционное умение в изображении картин; бережное отношение к природе родного края.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь; навыки использования неречевых средств общения; общую и мелкую моторику; воображение и творчество; поощрять самостоятельный выбор оригинальных способов рисования; создать условия для общения дошкольников.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к сверстникам.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, магнитный мольберт; прозрачные мольберты.
Демонстрационный материал: кукла негроидной расы; презентации «Африка», «Зима»; аудиозапись музыки «Времена года» А. Вивальди; изображения растений, животных, населения России и Африки; 3 изображения куклы и предметов одежды для неё на магнитах; пейзажи средней полосы в разные времена года;
Раздаточный материал: гуашь, кисти разных размеров, трафареты, сухие листья, поролон, бумажные снежинки разных цветов, предметные картинки по теме «Одежда», строительные валики разных размеров, сухие листья деревьев, ветки ели, листья пекинской капусты, целлофановые пакеты.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, беседы «Вода и суша Земли», «Население планеты Земля»; чтение сказки Д. Биссета «Первый снег», рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.
Ход деятельности
1. Я рад тебя видеть. Проводим ритуал приветствия, который способствует осознанию детьми своей безопасности и положительного эмоционального фона общения, проявлению доверия к сверстникам и взрослым.2. Африка и её жители. Представляем дошкольникам куклу Наоми негроидной расы. С её помощью в ходе беседы с мультимедийной презентацией знакомим дошкольников с особенностями климата Африки, её животным и растительным миром, населением и его культурными традициями. Сообщаем о желании куклы узнать, что такое зима и снег. Дети выражают желание помочь Наоми.
3. Ассоциации. В игровой ситуации закрепляем полученные в беседе представления об Африке. Дошкольники группируют предметные картинки с изображениями животных, растений и их плодов, людей в национальных костюмах на основе их ассоциаций с Россией и с Африкой, поясняют свои решения.
4. Оденем куклу на прогулку. С помощью игрового упражнения активизируем представления детей по теме «Одежда». Размещаем на доске фотографии летнего, осеннего и зимнего пейзажей. Затем предлагаем дошкольникам расположить под каждым из них куклу и одеть её на прогулку в соответствии со временем года. Они выполняют упражнение и комментируют свой выбор одежды. Звучит музыка «Вьюга». Задаём дошкольниками вопросы: Что это за звук? В какое время года можно его услышать? Можно ли выходить на улицу зимой в одежде, которая на Наоми? Дети отвечают. Подводим их к выводу о том, что на улице зимой хорошо, если человек тепло одет.
5. Русская зима. Активизируем словарь дошкольников по теме «Зима» при описании признаков зимы, представленных на слайдах презентации с фотографиями картин художников. Предлагаем детям рассказать кукле Наоми о настроении зимних пейзажей И. Вельца «Иней», С. Колесникова «Зимний пейзаж», В. Цыплакова «Мороз и солнце», А. Зорюкова «Короткий зимний день». Дети составляют описательные рассказы. Подводим их к выводу о том, что каждый художник в картине передал свои впечатления о зимних явлениях природы, поэтому и снег, и сугробы, и солнце на них разные.
6. Зимние забавы. Предлагаем дошкольникам с помощью неречевых средств общения показать, чем можно заниматься зимой во время прогулки. Проводим игру «Зимние забавы»: с помощью пантомимы и жестов дошкольники показывают катание на санках, лыжах и коньках, игру в снежки, постройку снеговиков и снежной крепости.
7. Зимнее настроение. В рисовании нетрадиционными техниками образа зимнего леса на прозрачных мольбертах развиваем фантазию и творчество детей. Предлагаем нарисовать зимнюю картину парами одновременно с двух сторон мольберта, чтобы изображение на одной стороне прозрачного мольберта дополняло изображение на другой его стороне, и получилась одна картина. Дети обсуждают сюжеты, потом договариваются, что каждый из них нарисует, и начинают рисовать. Например, один ребёнок рисует ствол дерева, а другой с обратной стороны мольберта дорисовывает ветки и листья; один рисует круг для солнца, а другой – солнечные лучи. Дошкольники используют не только кисти, они наносят белую гуашь на валики, ладошки и пальцы, засушенные листья, скомканные целлофановые пакеты, а затем прикладывают их к стеклу.
8. У костра. Садимся с детьми вокруг «костра», «греемся» и подводим итоги творческой деятельности. Отмечаем, что получились замечательные зимние пейзажи, и Наоми очень понравился рассказ о русской зиме. Выявляем удовлетворенность дошкольников своими рисунками, самооценку совместного рисования в паре. После рефлексии настроения по цветовому выбору падающих снежинок предлагаем детям показать Наоми свою группу, и они уходят из зала вместе с куклой.
Елена Перегудова, педагог доп. образования,
Валентина Каширина, педагог-психолог
МКДОУ Нововоронежский детский сад № 5
г. Нововоронеж, Воронежская область
- Комментарии