"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Зимнее дерево
Конспект занятия по рисованию заснеженного дерева с детьми старшей группы
Цель: учить создавать выразительные образы зимних узоров на окне, и дерева в снегу за окном.
Обучающие задачи: познакомить с графическими вариантами изображения дерева; закреплять навыки его изображения при помощи художественной кисти; совершенствовать умение добиваться необходимого оттенка смешиванием красок, делать подмалёвок ритмичными, плавными мазками в одном направлении, использовать дополнительные приспособления по выбору (колпачки от фломастера, ватные палочки, свёрнутые трубочкой листы бумаги, штампы).
Развивающие задачи: развивать чувство цвета, формы, ритма; внимание, мышление, воображение, творческие способности; эмоциональный отклик на красоту зимней природы.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность при выполнении рисунка; поощрять самостоятельность в принятии решений; умение радоваться успехам товарищей.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, 2 мольберта.
Демонстрационный материал: слайды с изображением морозных узоров на стекле, графических вариантов изображения дерева.
Раздаточный материал: на каждого ребёнка гуашь десяти цветов, листы бумаги А3, палитра, колпачки от фломастеров, тряпочки, ватные палочки, листы белой бумаги А6, кисти №12 и №5.
Ход занятия
(Звучит музыка А. Вивальди «Зима». Воспитатель подбрасывает вверх горстку пушистого снега и ловит снежинки, дети собираются около него.)
Воспитатель: Отгадайте загадку: Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. Что это? (Дети отгадывают.) Зимний мастер Мороз писал свою картину. Бродил он между домов, садов, лесов, парков и украшал их. Как вы думаете, чем украшал?
Дети: Сосульками, сугробами, снегом, льдом, инеем, изморозью, снежинками.
Воспитатель: Дошёл Мороз и до нашего детского сада. Что же он разукрасить успел? Давайте подойдём к окну и полюбуемся. (Воспитатель выключает свет в группе и подходит с детьми к окну.)
Дети: Окна разукрасил, забор. Дорожки засыпал, деревья, нашу рябинку под окном, кусты.
Воспитатель: Посмотрите, какой великолепный узор на окнах. Одинаков ли он? На что похож? Давайте рассмотрим.
Дети: Узор совсем разный. Он похож на завитки. Тут одинаковые штрихи. Смотрите, я рассмотрел сани!
Воспитатель: Мороз сам сочинял, не боялся ошибиться, хотел всех порадовать. Красив на фоне тёмного неба белоснежный узор на стекле, чётко виден силуэт нашей рябины, ярко очерчена форма ветвей.
Сегодня мы попробуем себя в роли таких же волшебников. Изобразим вид из нашего окна только двумя цветами. Один цвет будет белый, а вот холодный оттенок второго «зимнего» цвета вы подберёте сами. Как это можно сделать? Давайте подойдём к мольбертам. Нам помогут ребята, у которых уже получались красивые «зимние» оттенки. (Двое детей рассказывают и демонстрируют, как они смешивали краски и добились интересного результата. Воспитатель и остальные дошкольники наблюдают.)
Дети: Я смешал синюю и белую краску. Получился светло-голубой. А у меня получился красивый цвет при смешивании синего и немного красного цвета, ещё я добавила белого. А я взял синюю краску и добавил побольше воды, как облака получилось.
Воспитатель: Мастер Мороз сочинял свой узор и так удивительно писал, и так чудесно рисовал, посмотрите. (Педагог демонстрирует рисование завитка и снежинки кистью в воздухе и сырой кистью на доске, отрывистых линий на мольберте. Показывает приёмы рисования на бумаге колпачком от фломастера, сухой кистью, скрученной в цилиндр бумагой, ватной палочкой.) Давайте возьмём в руки воображаемую волшебную кисточку и повторим всё, что делал Мороз. (Дети повторяют в воздухе все движения за воспитателем).
Воспитатель: Располагайтесь на ковре. Сейчас вы увидите мастерство Мороза на окнах других домов. (Педагог выключает свет и демонстрирует слайд-шоу морозных узоров на стекле). Сейчас мы попробуем себя в роли помощников Мороза и сочиним свой оригинальный узор. Проходите за столы. (Дети садятся на свои места.)
Узоры на стекле – фантазии зимы.
Узоры на стекле живут в оконной раме,
Историю зимы расскажут нам они. (И. Гильченко)
Вспомните, как расположен узор на стекле. Вы можете оставить часть листа белой, а на остальную часть нанести цвет. Или нанести цвет на весь лист. (Воспитатель тонирует часть листа, оставляя один уголок белым. Демонстрирует заранее подготовленный лист, где несколько уголков белые. Тонирует весь лист лёгкими мазками. Затем убирает образцы.). Возьмите широкую кисть и попробуйте сами сделать подмалёвок. (Звучит музыка «Зима» А. Вивальди. Дети выполняют задание.) Теперь вашим подмалёвкам нужно подсохнуть.
С вами мы приглашены по велению
Весело шагать, как снежинки летать,
На снегу танцевать и узоры рисовать! (Тычкина С.М.) (Звучит музыка Г. Свиридова «Метель». Дети встают, поднимают и опускают руки, жмут их друг другу, шагают на месте, кружатся вокруг себя, изображая полёт и танец снежинок, рисуют в воздухе.)
Воспитатель: А теперь самая интересная часть нашей работы. Занимайте свои места. (Дети садятся). Сейчас мы рассмотрим, как можно изобразить дерево. (Воспитатель демонстрирует слайды с разными вариантами изображения дерева, включая графические, сырой кистью на доске, краской на листе.)
Ваши работы подсохли, попробуйте изобразить дерево за окном. Наша рябинка будет настоящим украшением рисунка! Изображать её будем широкой кистью, а веточки – кончиком тонкой кисти. Рябина может быть сказочной или настоящей. Мы с вами рисовали в воздухе завиток, снежинку, штрих. Давайте перенесём их на бумагу, а потом можно украсить рисунок мелкими деталями.
(Звучит музыка Г. Свиридова «Метель». Дети изображают дерево и узор, украшают работу мелкими деталями. Воспитатель помогает «волшебникам» в поиске средств выразительности. Ребятам, которые закончили работу раньше других, педагог предлагает сочинить зимнюю историю.)
Воспитатель: Давайте, рассмотрим рисунки, которые вы сделали. (Дети рассматривают рисунки друг друга, рассказывают о своей работе, делятся впечатлениями.)
Светлана Тычкина, воспитатель
ГБОУ Школа №1905, Д/о №1,
г. Москва
- Комментарии