"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Занимательный русский
В настоящее время существует огромное количество разнообразных педагогических технологий, которые позволяют реализовать системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе. Но одной из необычных и даже загадочных представляется ТРИЗ-педагогика, разработанная российским учёным Генрихом Сауловичем Альтшуллером и развита его учениками и последователями. Это так называемая «школа творчества», главный девиз которой - «Творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала».
Методы и приёмы ТРИЗ-технологии максимально доступны и посильны, а также их возможно использовать в любой системе обучения и на любом этапе урока. Ниже представлены возможности использования ТРИЗ-технологий на разных этапах урока русского языка в начальной школе. При этом цель урока обобщить и закрепить знания по теме «Имя существительное», на основе которых происходит изучение новой темы.
Ход урока (урок представлен отдельными фрагментами)
Учитель: Перед вами небольшие цветные листочки. Вам надо ответить на мои вопросы с помощью наклеек с улыбками. Если вы хотите ответить да – наклеиваете зелёного цвета, если сомневаетесь – жёлтого цвета, если нет – красного.Учитель: Замечательно! Оставьте листочки у себя на краю парты, и, если вдруг возникнут сложности, можете ещё раз взглянуть на свои ответы и настроиться на хороший лад.
Методическая памятка: Приём «Верите ли вы?» позволяет учителю создать эмоциональный настрой ученика, а также держать обучающихся в интеллектуальном напряжении весь урок, что придаёт ему определённую интригу.
Верите ли вы в утверждение, что «всё новое – это забытое старое»?
Верите ли вы, что сегодня вы что-нибудь узнаете нового?
Верите ли вы, что во время урока вы повторите ранее изученное?
Верите ли вы, что на уроке некогда будет скучать?
Верите ли вы, что сегодня вы будете не пассивными слушателями, а активными участниками?
Учитель: А теперь, ребята, попробуйте отгадать, какая буква спряталась от вас: «эта буква – сидит дома. У неё проблемы со спиной, поэтому она сутулится. Когда эта буква ходит, то слегка заваливается влево. Любит суп-свекольник, светло-жёлтый сок, а ещё обожает сажать ирисы. Когда она готовит, то любит пересолить блюда. Она седая, но любит ходить в спа-салоны, серебро и синие сапоги-скороходы».
Ученики (после всех предположений): Загадана буква «С».
Учитель: Совершенно верно! Мы с вами на минутке чистописания будем работать с буквой «С».
Методическая памятка: Для того, чтобы активизировать детское воображение и создать эмоциональное отношение к символу, можно использовать приём «Образ буквы». Обучающимся предлагается пофантазировать, чтобы определить, с какой буквой будет связана дальнейшая работа.
Учитель: А теперь я объявляю аукцион слов, которые начинаются с заглавной буквы «С».
Ученики (называют слова): Смоленск. Самара, Саша, Соня…
Учитель: К какой части речи относятся все эти слова?
Ученики: Имена существительные.
Учитель: Какими именами существительными являются все эти слова?
Ученики: Собственными.
Методическая памятка: Эффективность приёма «Аукцион слов» заключается в том, что мы делаем шаг к систематизации знаний обучающихся. Аукцион наиболее применим как на уроках повторения и закрепления материала, так и при обобщении или повторении больших тем.
Учитель: На доске представлена витрина, на которой много словарных слов. Назовите все собственные имена существительные.
Ученики: Москва, Россия.
Учитель: Одно из этих словарных слов я загадала себе. За меньшее количество вопросов попробуйте угадать его. Но на ваши вопросы я буду отвечать либо «да», либо «нет».
Ученики (после всех вопросов и предположений): Загадано слово Москва.
Методическая памятка: Приём «Да-нетка» относится к методу сужения поиска, заключающийся в постановке вопросов, на которые можно отвечать либо «да», либо «нет». Главная задача – задать такой вопрос, который поможет отсечь половину всех остальных вопросов.
Учитель: Далее мы с вами будем работать в парах. Давайте попробуем составить паспорт этого слова (для этого у каждого есть заготовка).
Ученики (выполняют задание в парах):
Слово Москва
Часть речи существительное
Постоянные признаки:
Собственное/нарицательное собственное
Одушевленное/неодушевленное неодушевленное
Род (м.р., ж.р., ср.р.) женский род
Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.) первое склонение
Непостоянные признаки:
Число (ед.ч., мн.ч.) только единственное
Методическая памятка: Приём «Создай паспорт» чаще всего используют для систематизации и обобщения полученных знаний. С помощью него можно выделить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений, дать краткую характеристику изучаемого понятия, сравнить его с другими сходными понятиями.
Учитель: А теперь предлагаю прокатить слово «Москва» в импровизированном лифте. В главное окно мы помещаем объект. Прокатимся вверх – составим словосочетание. Едем еще вверх – составляем предложение. Давайте прокатимся вниз: слог, ниже – буква, ещё ниже – звук.
Ученики: В июле мы посетили златоглавую Москву.
златоглавая Москва
Москва
Мо
м
[м]
Методическая памятка: Приём «Системный лифт» используют при повторении изученного материала. Его применяют для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.
Учитель: Предлагаю поиграть. Мы собираемся в Москву и у меня в руках карта, ручка, щётка. Вам надо предлагать по одному слову, а я буду определять, беру вас с собой или нет. Ваша задача определить, по какому принципу я выбирала себе попутчиков?
Ученики (после всех предположений): учитель берёт с собой всех, кто называет существительные женского рода.
Методическая памятка: Приём «Я беру / не беру тебя с собой» - это универсальный приём ТРИЗ. При его использовании знания не просто транслируются ученикам, а добываются учениками, благодаря самостоятельной работе.
Продолжение читайте в следующем номере.
Марина Фурзикова, учитель нач. классов, I кв. кат.
Наталья Семелина, учитель нач.классов, I кв. кат
МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»
- Комментарии