"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Занимательные пальчики
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр в работе с детьми; пропаганда и распространение разновидностей форм работы; показ родителям приёмов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи: раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
Девиз мастер-класса: «Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»
Наше встречу мы начали с теоретического аспекта. Объяснили родителям то, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Что полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе. Поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребёнка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общеинтеллектуальное развитие. Ещё в старину наши предки пели детям песни-потешки, играли в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза-дереза», сопровождая текст движениями рук. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму, так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трём принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задания сами.
Переходим к практической части. Игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребёнка. Знакомим родителей с видами пальчиковых игр:
- активные игры со стихотворным сопровождением;
- пальчиковые игры с элементами самомассажа;
- пальчиковые игры с предметами;
- игры с бумагой «Оригами».
У меня живут зверюшки, симпатичные игрушки (ритмично сжимаем и разжимаем кулачки):
Раз – котёнок, два – козлёнок, три – румяный поросёнок (загибаем на каждое название по одному пальцу на обеих руках),
И ещё большой коняга, и щенок Трезор, дворняга.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание, поглаживание. Игры с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов: массажных мячей, карандашей, ручек, крупных бусин, шариков, шишек. (Всем участникам раздаются массажные мячики и проводится игра. Учитель-логопед читает текст и показывает что нужно делать. Катаем мячик между ладоней, сжимаем и разжимаем его, сначала одной рукой, затем другой другой).
Маленький колючий ёж, до чего же ты хорош,
Покажи свои иголки, хоть они и очень колки.
Предлагаем родителям познакомиться с пальчиковыми играми с предметами. Такие игры развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. (На столах разложены игры на каждого ребёнка и родителя, можно предложить несколько вариантов игр.) Рисование крупой, игра «Разложи» (сортировка мелких предметов), «Солнышко» (игра с прищепками), «Зацепи» (игра с прищепками и счётными палочками), сухой бассейн, выкладывание фигур из счётных палочек, выкладывание узоров из пуговиц, шнуровки, дорожки, игра «Разноцветный салют», «Волшебные резиночки», «Разноцветные камушки» и так далее.
Далее демонстрируем родителям игры с бумагой. (Бумагу можно рвать, мять, складывать, разглаживать, разрезать ножницами.) Эти игры и упражнения помогут ребёнку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объёмные игрушки. Например, в технике «Оригами» можно сложить кораблики, самолётики, цветы, животных и другие фигуры.
В нашем мастер-классе мы предложили родителям смастерить поросёнка. После успешного завершения поделки подводим итог нашей встречи, сообщая родителям, что упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребёнку:
- Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, что влияет на успешное овладение письмом.
- Упражнения формируют художественный вкус, что полезно в любом возрасте.
- Доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.
Для родителей были разработаны памятки и буклеты об организации игр в домашних условиях и развитию мелкой моторики рук. Завершилась наша познавательная и интересная встреча вкусным чаепитием и обсуждением полученных знаний.
Светлана Шатлова, учитель-логопед
Ирина Шмакова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №160», г. Ижевск
Рекомендуем почитать
- Комментарии