"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Задачи для ума
Цель: учить составлять и решать математические задачи.
Образовательные задачи: продолжать учить считать в пределах 10, используя количественный и порядковый счёт, закреплять прямой и обратный счёт, учить называть соседние числа; научить детей отвечать полным предложением на вопрос задачи.
Развивающие задачи: повышать уровень логического мышления, внимания, графических навыков, учить правильно употреблять понятия: условие, вопрос, вычитание, сложение.
Воспитательные задачи: учить слушать взрослого, помогать друг другу.
Демонстрационный материал: конверт с письмом, карточки с вопросами, карточки с заданием, изображение числовых домов, мольберт, магнитная доска.
Раздаточный материал: карточки с заданием, на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и простой карандаш.
Ход деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня в группе я нашла конверт с письмом. Хотите узнать, от кого оно?Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
В цветочном городке жил неумейка,
И нос он задирал словно зазнайка,
А кто он отгадать сумеешь,
Сказав, что это был…
Дети: Незнайка.
Воспитатель (читает письмо): «Друзья! Прошу вас о помощи! Дело в том, что в вашей группе Знайка оставил ключ к знаниям, но вот беда, я не могу его найти. Мне нужно его найти обязательно, иначе всю жизнь буду безграмотным. Ребята, поможете мне найти ключ?!»
Дети: Конечно.
Воспитатель: Как много бумаг на столе, скорее всего ключ под ними. Хм, интересно, тут какие-то задания… Я поняла, их нужно выполнить, тогда мы сможем отыскать ключ. Поможем нашему другу? (Воспитатель зачитывает задание № 1 «Блиц-опрос».)
Нужно быстро ответить на вопросы: Посчитайте от 1 до 10 и обратно. Кто соседи числа 5 (обращаясь к тому ребёнку, у которого цифра 5.) У числа 7 тоже есть два соседа, назовите. Назовите соседей числа 8. Какое число меньше 4 на единицу? Какое число больше 6 на единицу? Сколько дней в неделе? Что такое «будние дни»? Что такое «выходные»? Назовите соседей пятницы? А кто соседи у субботы? Сколько месяцев в году? Сколько рогов у коровы?
Интересно, а это что за картинки? В них мы точно найдём ключ! Давайте посмотрим. Нам нужно выполнить следующее задание (Воспитатель читает задание № 2 «Что возьмём в школу?», работа в парах.) У каждого на столе лежат карточки с картинками предметов необходимых для школы. Но не все они подходят, вам нужно обвести только действительно нужные. Отлично! Справились. (Все подходят к следующему столу). Дети, это же числовые домики. Скорее всего ключ, который ищет Незнайка находится за ними. Опять нет… Всё дело в том, что квартиры нужно пронумеровать. Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома. (На состав чисел в пределах 10. Дети выполняют задание устно.) Но нам нужно немного отдохнуть, самое время провести физкультминутку. Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы на время превратимся в Незнайку. Повторяйте за мной.
Наш Незнайка утром встал (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и. п.),
Посмотрел по сторонам,
Наклонился вправо-влево, а потом чуть-чуть вперёд (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд).
Ключик так и не нашёл (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо),
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз),
Раза три подпрыгнул он (прыжки на месте),
Побежал скорее в дом (бег на месте).
Немного отдохнули, можно продолжить дальше поиски ключа. Какая красивая шкатулка, посмотрим, что в ней лежит. Возможно, Знайка убрал ключ именно в шкатулку! Но для того, чтобы её открыть нам нужно совсем немного подумать и решить задачи. Если правильно решим задачи, то сможем открыть замок. Для начала вспомним из чего состоит задача, сколько в ней частей?
Дети: Задача состоит из четырёх частей.
Воспитатель: Кто помнит из каких?
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: С помощью каких арифметических действий мы решаем с вами задачи?
Дети: Сложение, вычитание.
Воспитатель: Какие математические знаки используют при сложении и вычитании?
Дети: Плюс, минус, равно.
Воспитатель: Кто догадался, что мы сейчас будем делать, вернее, решать?
Дети: Задачи.
Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы. «На ёлке висели шишки, на одной ветке три шишки, а на другой – две. Сколько шишек на двух ветках?»
Дети: Пять.
Воспитатель: Кто назовёт условие задачи? (Дети поднимают руки.) Маша назови, пожалуйста, условие задачи.
Маша: На одной ветке на ёлке висели три шишки, а на другой – две.
Воспитатель: Молодец! Сейчас проверим, как вы поняли вопрос в задаче. Назовите вопрос. Решение задачи. Ответ. (Ответы детей.) Очень хорошо! Посмотрим, как вы решите следующую задачу. «Бабушка купила 6 яблок, Наташа съела 2 яблока. Сколько осталось яблок?»
Дети: Осталось 4 яблока.
Воспитатель: А сейчас будем решать задачи по картинкам.
1.На пенёчке у реки
В башмаках живут жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (Четыре.)
2.Подарил котятам кот
Восемь новеньких сапог.
От восторга котята визжат.
Сколько было у папы котят? (Два.)
3.На лужайке у дубочка
Лось увидел 2 грибочка.
А подальше, у сосны,
Он нашёл ещё один.
Ну-ка, кто сказать готов:
Сколько лось нашёл грибов? (Три.)
Ребята, какие вы молодцы! Теперь мы сможем открыть шкатулку, но ключа здесь нет, только «секретный план» и листочки с карандашами. Нужно поскорее выполнить это задание. Садитесь, пожалуйста, на свои места. На листочке поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
6 клеток вправо, 5 вниз, 2 влево, 5 вниз,1 вправо,1 вниз,1 влево,1 вниз,1 вправо,1 вниз,4 влево,1 вверх,1 вправо,1 вверх,1 влево,1 вверх,1 вправо, 5 вверх, 2 влево, 5 вверх. Что получилось?
Дети: Ключик.
Воспитатель: Всё верно! Наконец-то мы нашли то, что искал Незнайка! Вот он ключ, ключ знаний, который помог нам и Незнайке многому научиться, пока шли его поиски. Какое задание было сложным? Что вам понравилось? (Ответы детей.) Незнайке пора с вами прощаться, и он вас всех благодарит за помощь, теперь он всегда с удовольствием будет учиться. До скорых встреч!
Галина Полехина, воспитатель
АНО средняя образовательная школа
«Академическая гимназия», г.Москва
- Комментарии