"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Юные техники
Ян Амос Коменский писал: «Дети всегда готовы что-то сделать. Это очень полезно, а потому не только не нужно мешать этому, но и необходимо принимать меры к тому, чтобы им всегда было чем заняться».
В настоящее время существует проблема нехватки инженерных кадров и низкого статуса инженерной подготовки. В связи с этим необходимо популяризировать инженерную профессию, ведь использование роботов в повседневной жизни и на производстве требует от пользователей владения современными знаниями в области управления. Сегодня обществу нужны социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные развиваться. Инновации в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое внимание уделяется развитию и воспитанию детей в раннем возрасте. Ведь именно в этот период закладываются основные компоненты формирования личности ребёнка.
Развитие детей с помощью роботизированного оборудования – это одновременно и игровое обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных людей, увлечённых своим делом. Использование роботов позволяет облегчить или даже заменить человеческий труд в быту и на производстве, при работе с тяжёлыми грузами, в строительстве, при работе с вредными материалами, а также в других небезопасных или тяжёлых для человека условиях.
На базе программы нашего учебного заведения были проведены мероприятия фестивального типа и конкурсы, в которых студенты показали свои инженерные и робототехнические способности. Вот некоторые из этих работ с кратким описанием семейного проекта и биографией авторов работ.
Первый проект – это «Тракторная концепция» – единственная в своём роде. Эта концепция была построена из деталей LEGO семьёй Сергея Ж. (6 лет). В качестве привода на технику была установлена червячная передача, состоящая из винта, и двух спаренных червячных колёс, являющихся своего рода шестернями. Вал винта жёстко соединён с электродвигателем фирмы «Папа Может», питающимся от аккумулятора фирмы «Глобус». К этой работе семья Сергея Ж. подошла творчески. Эта концепция была основана на материалах «Азбуки робототехники».
Сам Сергей Ж. родился в семье инженеров. Мама – инженер-технолог, папа – инженер-конструктор, бабушка – инженер-конструктор, дедушка – инженер-механик. Ещё в раннем возрасте Серёжа увлёкся моделированием. Вместе со своим старшим братом Никитой Ж. они вместе строили из конструктора LEGO различные виды транспорта, здания, сооружения (как по инструкции, так и без неё). Это увлечение, требующее концентрации и внимания, снимает груз неконтролируемой работы ума, полностью погружает в настоящий момент. Это занятие лечит лучше любого лекарства и даёт мощный приток энергии. И начать стоит с самого простого – найти время для сортировки деталей. Такая сортировка помогает быстрее строить что-то по инструкции. Сын отдаёт распоряжения, а мама с папой ищут и подают. Когда детали лежат на своих местах, творчество набирает обороты, хочется собрать что-то грандиозное.
До тех пор, пока не разработаны методы проектирования, необходимы инструкции. Сборка без инструкций – это ещё один шаг. Ему нужны базовые техники. Сборные модели используются в активных играх мальчиков, поэтому они должны быть устойчивы к ударам и нагрузкам. Для этого нужно следовать определённому алгоритму построения. Таким образом, собирая модели без готовых инструкций, ребята имеют задачу – собрать изобретённую модель и сделать её прочной. Эти задачи с удовольствием решают Серёжа и Никита. Вдохновение для них – это абсолютно всё: чтение книги, просмотр фильма или мультфильма, выставки, различные наблюдения. Смотрел Серёжа Парад Победы, и вот в детской зашумело здание. Через некоторое время военная техника готова. Посмотрел документальный фильм о «Титанике», и очень похожий корабль появился у него на столе. В День космонавтики ракеты и спутники, собранные руками умелых детей, «взлетают». В этом случае дети стараются повторить цветовые решения и, конечно же, внешний вид своих моделей. Этот вид деятельности расширяет кругозор ребёнка, помогает приобрести командные навыки, развивает пространственное мышление.
Как сказал Ж. Пиаже: «В строительстве ребёнок действует как архитектор, который строит здание из своего собственного интеллекта».
Второй проект – «Секретная шкатулка». Автором проекта является семья Степана Т. (6 лет). Коробка с секретом изготовлена из клееного хвойного дерева. Помимо простого механизма для открытия коробки, есть скрытый элемент, который блокирует механизм.
Степан родился в семье техников. Три поколения имеют техническую подготовку, и все – инженеры. Отец и дед Степана работают в космической отрасли, мать и второй дед – в атомной энергетике. Степан растёт будущим дизайнером. Он любит собирать из конструктора LEGO. С раннего возраста он собирал конструктор по схеме без помощи взрослого человека. Степану это нравится, он полностью погружён в процесс строительства. Оставшиеся старые детали используются для собственного дизайна. Здесь он даёт волю воображению. Просмотр фильмов, мультфильмов, чтение книг – всё находит своё место в его «шедеврах». Степан любит проводить с братом разные эксперименты. На их основе они изучают научные факты. Он мечтает стать учёным и на основе экспериментов изобрести что-то новое и уникальное. Степан также стал победителем конкурса «Маленький Леонардо» с работой «Шкатулка с секретом». Он очень гордится своими маленькими изобретениями и надеется, что в ближайшем будущем они станут важными и значимыми для всего мира и планеты в целом.
А.С. Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «наиболее близки к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру». Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной и исследовательской деятельности, мы помогаем ребёнку познать окружающий мир и осознать своё место в этом мире. Ведь дети – это наше будущее!
Ирина Бондарева, воспитатель,
МДОУ ЦРР д/с 60 «Журавушка»,
г.о. Подольск, Московская обл.
Рекомендуем почитать
- Комментарии