"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2014
Юные дизайнеры
Цель игры: продолжать развивать коммуникативные навыки посредством развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- закреплять и систематизировать знания о мебели;
- учить включаться в коллективную работу и самостоятельно находить пути решения в проблемной ситуации;
- учить оценивать качество выполнения задания, выражать своё мнение публично;
- формировать у детей умения соблюдать в процессе игры правила поведения, самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли;
- формировать навык речевого этикета.
Детям предлагается воображаемая ситуация: «Представьте, что ваша семья переехала в новую, просторную квартиру. Мы открываем дверь квартиры. Куда мы сначала попадаем? (Ответы детей.) Правильно, в прихожую. Для чего нужна прихожая? (Ответы детей.) Прихожая – это первое при входе в квартиру помещение, где мы оставляем верхнюю одежду и уличную обувь. А какие ещё помещения есть в квартире?»
Логопед приглашает детей «в гости» и показывает внутреннее убранство дома. На фланелеграф выставляются картинки с изображением гостиной, спальни, кухни и детской комнаты. Детям предлагается собрать из разрезных картинок мебель и сказать, для чего она предназначена. Предлагаемые вопросы могут звучать следующим образом: что это? Как это назвать одним словом? В какую комнату можно поставить?
Затем детям предлагается игра «Прятки». С помощью схем они прячут игрушки: логопед даёт ребенку игрушку, называет предмет мебели и показывает схему. Глядя на схему, ребёнок отвечает, где надо будет спрятать игрушку. Дальше проводится игра «Большой-маленький». Логопед называет предмет мебели, дети повторяют его в уменьшительно-ласкательной форме.
После того, как всю мебель дети расставили по своим местам, логопед предлагает им немного отдохнуть и показать, как они одеваются на прогулку. Проводится авторская физкультминутка «Собираемся на прогулку». Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, чёткой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.
Собрались дети погулять,
Нужно вещи одевать.
Открываем мы шкафы,
Вещи достаём свои.
Надеваем мы штанишки,
Будем прыгать как зайчишки,
Кофты с полочки достали
И с крючочка куртки сняли,
Встали на носочки,
Достали шапочки, платочки,
Сели мы на стульчики
И на наши ножки
Обули мы сапожки.
Обули мы сапожки,
Чтобы бегать по дорожке.
Используя трафареты силуэтов мебели, дети рисуют мебель (детали мебели рисуют самостоятельно, по замыслу).
Итог занятия: анализ детской продуктивной деятельности, обсуждение рисунков детей.
Далее, во второй половине дня, проводится сюжетно-ролевая игра в самостоятельной деятельности детей для совершенствования и закрепления знания, умения и навыков, в том числе по отработке лексико-грамматических конструкций.
Сюжетно-ролевая игра «Юные дизайнеры»
(Дети выбирают себе роли: администратор, заказчик, продавцы (обоев, тканей, мебели), дизайнер, замерщик, сборщик мебели, водитель, кассир, грузчик.)Примерные игровые действия:
- Выбор объекта, приём заказа.
- Подбор материалов, измерение площади работ.
- Согласование с заказчиком.
- Оформление интерьера, сдача заказа.
- Решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций.
- Оплата заказа.
- Фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений.
- Альбомы для оформления интерьеров.
- Образцы тканей, обоев, краски и др.
- Планировка различных помещений.
- Рулетка, бейджики.
(Если обучение игре происходит впервые, то роль заказчика выполняет ребёнок, а главную роль, дизайнера, берёт на себя взрослый.)
Заказчик. Здравствуйте. Я купила себе квартиру и мне требуется ваша помощь: нужно подобрать интерьер (кухни, гостиной, спальни, детской, ванной, прихожей).
Дизайнер. Сколько метров гостиная? В каком цвете вы хотите видеть вашу гостиную? Из какого материала предпочитаете мебель (дерево, пластик, стекло и др.)?
Дизайнер. Я хочу вам предложить несколько вариантов гостиной. (На фланелеграфе взрослый совместно с детьми обставляет комнату, то есть в игру вступают другие участники: продавцы обоев, мебели и ткани, администратор. Далее ведутся переговоры с участниками процесса игры: дети посещают «магазины» обоев, мебели, ткани, договариваются с грузчиком (куда привезти, во сколько) и т.д. Они сообща заканчивают оформление интерьера. Затем ребёнок и взрослый меняются ролями, и игра приобретает новый сюжет по желанию и опыту детей.)
Игра может быть кратковременной или долговременной, всё зависит от косвенного руководства игрой педагога.
Елена Акулова, логопед ГБОУ «Детский сад
комбинированного вида №1825», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии