"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Выгорание детских и школьных психологов - что делать?
Задачи:
- познакомить коллег с понятием профессионального выгорания педагогов-психологов;
- рассмотреть основные трудности в работе детского психолога, которые ведут к эмоциональному выгоранию;
- рассмотреть тактику деятельности психолога в каждой конкретной ситуации, которая ведёт к эмоциональному выгоранию;
- расширить копилку педагогов-психологов арт-терапевтической техникой по снятию эмоционального напряжения.
Ход деятельности
(Приветствие, знакомство участников тренинга, создание дружественной атмосферы в группе, настрой на совместную деятельность.)Игра «Именной круг»
Передаём мяч, называем своё имя и место работы. Свои ожидания от встречи.Упражнение «Стаканчик»
На экран выводится изображение сначала целого стаканчика, а потом разбитого стаканчика. Вопросы к коллегам: «Что вы чувствуете?», «Что хочется сделать?», «Что значит для вас эмоциональное выгорание?».Педагог: Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Педагог: Почему специалисты, которые работают с детьми, уходят, либо вообще перестают работать с детьми, либо ставят под сомнение эту профессию? Рассмотрим все основные трудности шаг за шагом. (Речь сопровождается мультимедийной презентацией.)
Педагог: Первая трудность – в работе с детьми мы не можем сделать «петлю в реальность». Это значит, что когда вы работаете с ребёнком, то очень часто он что-то рисует, лепит, ему вроде бы становится легче. Как это произошло, не всегда понятно. Будет понятно, только если вы много работаете, много практикуете.
Решение:
- Важно принять ситуацию, что работа с детьми никогда не будет такой, как со взрослыми.
- Смещение фокуса на родителей. Важна включённость родителей и работа с родителями.
- Ценность личного контакта. Психолог должен быть интересным человеком в глазах ребёнка.
- Интересные техники в работе детского психолога. Занятия в виде игрового тренинга с использованием творческих заданий.
- Системная работа. Если у вас нет системы, то результата не будет. Важно не только наполнение, но и частота занятий.
Решение: Наша задача – научиться эффективно лавировать между родителями и ребёнком, учителем и ребёнком. Тогда вы будете успешным детским специалистом.
Педагог: Третья трудность – сопротивление родителей. Хорошо, когда родители начинают с себя, но так бывает не всегда. В идеале лучше объединить два запроса. Но это тоже не всегда получается.
Решение:
- Важно донести до родителя, что начинать нужно с запроса ребёнка. Если начинать с запроса родителя, будет сопротивление (может заболеть, отказаться ходить). Если мы начинаем с запроса ребёнка, решив его запрос, скорее всего и решится запрос родителей (если он кардинально не отличается).
- При анализе результатов техники, проводимой с ребёнком, тихонько вовлекать родителей.
Педагог: Четвёртая трудность – взаимодействие с педагогами.
Педагог: Основной запрос учителя – чтоб ребёнок не мешал на уроке. Педагог жёсткий – железная дисциплина. Некоторые дети приспосабливаются, они привыкли, что здесь нужно промолчать, не обращать внимание. Но такие дети не все. Есть дети, которые не готовы к такому стилю, их этот стиль бесконечно травмирует, они зажимаются, у них растёт тревога, они начинают как-то себя вести не так, как это удобно учителю. Если учитель не поменяет стиль преподавания и общения с детьми, то возможно ничего не получится.
Решение: Тогда цель психолога – общение с педагогом и донесение до него, почему так происходит! Почему важно поменять стратегию общения.
Педагог: Пятая трудность – прерывание работы психолога по инициативе родителей.
Решение: Объяснять взрослым важность последней встречи. Когда ребёнок приходит к психологу, возникает контакт. Ему важно получить опыт, который помогает ребёнку понять, как важно завершать отношения. Встретились – сблизились – приняли решение о расставании – расстались.
Педагог: Шестая трудность – перемены в ребёнке. Высвобождение чувств приводит к изменению поведения. Важно родителей об этом предупредить на первой встрече. Освобождаются чувства, и он становится агрессивным с родителями, плаксивым, начинает «качать» права (особенно дети, которые были в невротическом состоянии, прорабатывают свою травмирующую историю). И у родителей возникает мысль, что его психолог научил так себя вести. Родителей можно понять, они привыкли, что ребёнок был такой удобный, не проявлял инициативу, не отстаивал свои интересы.. Родители воспринимают эти изменения поведения ребёнка как угрозу для своей семьи, стабильности их семейной системы.
Решение: Говорим на первой встрече, что могут быть изменения поведения в процессе терапии.
Педагог: Седьмая трудность – правильное обхождение со своими границами.
Решение:
- Терапевтический договор – даёт ощущение безопасности.
- Отдельный кабинет – безопасность клиента.
- Советы в коридоре – это не про работу психолога.
- Не смешивайте занятия развивающие и коррекционные.
Педагог: Восьмая трудность – личная терапия психолога. Работая с детьми, психолог вовлекается в чувства и переживания ребёнка.
Решение:
- Вопрос «Для чего мне это нужно, что мне это даёт?».
- Обязательная личная терапия психолога.
Решение:
- Не надо родителей переделывать! Родители любят своих детей и желают им добра.
- Необходимо принимать родителей, разбирать ситуацию, мотивы поступков и показать родителям, как может быть по-другому.
Решение: Постоянное информирование – кто вы и чем занимаетесь, транслирование опыта своей работы: собрания, открытые занятия, личный сайт, социальные сети, публикация работ в изданиях, журналах, фестивали, конференции. (Проводится практическая часть по освоению техники «Лики гнева», цель которой – выпустить отрицательные эмоции.)
Светлана Мандрыгина, педагог-психолог,
МБДОУ ЦРР № 18 «Семицветик»,
г. Лесной, Свердловская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии