"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2013
Вторая жизнь киндер-сюрпризов
Да, чаще всего, так и случается, дети, съев шоколадку, рассмотрев содержимое маленького контейнера, чуть-чуть поиграв с киндер-игрушкой, тут же теряют к ней интерес, бросают и забывают её.
Ну, а если подойти к этой проблеме с другой точки зрения, с точки зрения творческого педагога-логопеда. Ведь эти бесполезно-полезные игрушки можно использовать как один из приёмов, помогающих развить у детей познавательный интерес, мелкую моторику, высшие психические функции, а также скоррегировать все стороны языковой системы: фонетику, лексику, грамматику, связную фразовую речь.
Да, да, не удивляйтесь! Использование на занятиях игрушек из «Киндер-сюрприза» даёт ребёнку стимул для выполнений заданий логопеда и усвоения речевого материала. Прежде всего, повышает познавательную активность ребёнка, его мотивацию. Дети с интересом выполняют речевые задания, манипулируя с киндер-игрушкой, что при их повышенной утомляемости, неустойчивости внимания, трудностях переключаемости, помогает сохранять хорошую работоспособность в течение всего занятия. Предлагаю некоторые игровые приёмы и упражнения с использованием игрушек из «Киндер-сюрприза»:
Найди игрушку
Для этой игры понадобится сухой бассейн с разными наполнителями (крупы, бобовые, песок). Логопед даёт задание ребёнку закрыть глаза и на ощупь найти все киндер-игрушки (массаж рук). Затем предлагает различные задания:- рассортировать игрушки по обобщающим понятиям;
- расположить игрушки с правой и с левой стороны от сухого бассейна (ориентировка в пространстве, дифференциация звуков);
- составить предложения с названием одной из игрушек;
- построить игрушки в определённой последовательности, поменять их местами (за, между, перед, после), закрыть глаза, а после ответить, что изменилось (развитие внимания, памяти) и т.д.
Чудесный мешочек
- определить на ощупь предмет (автоматизация, дифференциация звуков);
- определить, из какого материала сделан предмет (свойства и качества материалов, развитие словаря).
Фрагмент занятия: Логопед предлагает детям выбрать из чудесного мешочка по два маленьких контейнера (можно работать в паре, тогда дети берут по одному маленькому контейнеру и ищут себе пару по желанию).
Дети открывают контейнеры и собирают киндер-зверей правильно (крокодил, рыба, олень, собака, кошка, бегемот, панда). Дети меняются частями животных и составляют необычных зверей.
Логопед говорит:
— На неведомой планете жили невиданные звери. Давайте придумаем названия своим животным (почему вы их так назвали).
— Какие они по характеру? (не меньше трёх определений).
— Что любят делать? (не меньше трёх глаголов).
— Как они общаются друг с другом?
— Придумайте название планеты, на которой живёт ваше животное.
— Чей хвост, чья морда (образование притяжательных прилагательных).
— Расскажите о своих животных поподробнее (антонимы, синонимы).
Дети ставят своих животных в дружеский хоровод и рассказывают о них по плану логопеда.
Например: У меня Рыбокот, потому что у него морда рыбы, а задняя часть кота. Он добрый, ласковый, быстрый. Он любит лазать, плавать, булькать. Он дружелюбный, только не умеет разговаривать. Живёт на планете «Молочные озёра». Мой Рыбокот добрый, а Катина Крокособака злая. Я стою в хороводе между Оленепандой и Которыбой. Я добрый и со всеми дружу.
Вот такие игровые приемы я часто использую на своих занятиях. И предлагаю их вам. Попробуйте, поиграйте! Не пожалеете!
Не спешите выбрасывать маленькие контейнеры, в которых лежала игрушка. Они могут пригодится:
- для хранения мелких опасных острых предметов;
- для различных поделок из бросового материала;
- для подвижных игр («Поймай хвостик» — на длинную ленту цепляют контейнер, и привязывают сзади к ребёнку, все дети бегают. Ребёнок должен наступить на контейнер ногой. Выигрывает тот, кто соберёт больше контейнеров);
- для сюрпризных моментов (можно спрятать туда игрушку, загадку, стихотворный текст и т.д.);
- для развития обоняния (различные запахи);
- для развития фонематического слуха на базе неречевых звуков (в контейнерах находятся разные наполнители, дети должны отгадать, что гремит (шуршит, звенит и т.д.);
- для знакомства детей с понятиями: «звонкий», «глухой» звук;
- для счёта, повторения цифр, решения примеров;
- для детской лотереи;
- для получения оттенков при смешивании красок и т.д.
Вера Муравьёва, учитель-логопед
детского сада компенсирующего вида № 94
Рекомендуем почитать
- Комментарии