"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Воспитание у младших школьников культуры межнационального общения
Методический поиск привел меня к организации условий для создания с младшими школьниками лэпбуков как универсальных информативных и вариативных дидактических пособий, которые способствуют развитию у детей познавательного интереса, исследовательской деятельности, коммуникативных навыков, творчества и воображения. Использую лэпбуки в индивидуальной и групповой работе с учащимися для решения задач формирования навыков самостоятельного получения информации, ее обработки и систематизации, формирования произвольного поведения и умения взаимодействовать со сверстниками, что соответствует основным тезисам организации партнерской деятельности учащихся и педагогов, требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде.
Для решения проблемы толерантного общения в многонациональной среде современного общества для учащихся 1-4 классов мной разработан цикл мероприятий «Моя родина - Россия». Стараюсь раскрыть детям особенности нашей страны: её многонациональность, великое разнообразие культур и традиций, уникальных духовных ценностей. Это способствует позитивному восприятию всех этнических групп, предупреждению враждебного отношения и неприятия к представителям иной национальности, а также формированию национального самосознания учащихся в целом.
Для повышения уровня культуры школьников при межнациональном общении детьми с помощью родителей был изготовлен лэпбук «Дорогами добра и толерантности». Для реализации этого проекта они искали и подбирали пословицы, поговорки, высказывания известных людей о мире, добре, терпимости, любви к ближнему: кто сеет мир, пожинает счастье; народам нужен мир, а не военный мундир; мир да лад - большой клад; жизнь дана на добрые дела и другие. Каждое высказывание кратко и образно отражает духовный облик народа, его стремления и идеалы, суждения о разных сторонах жизни.
При знакомстве с историей провозглашения Дня толерантности, учащиеся узнали значения новых для себя слов и терминов. Для этого потребовалось проведение словарной работы. Например, первоклассникам объяснили значение понятия «лад»; рядом с ним в лэпбуке появились слова «согласие», «мир», «порядок». Значение слова «пожинать» дополнили слова «получать», «приобретать что-либо в результате сделанного». Некоторым детям было необходимо пояснить слово «мундир». Для закрепления и активизации в речи новых слов на уроке русского языка мы использовали их при чистописании, а на уроке внеклассного чтения разобрали со школьниками пословицы «Сядем рядком да поговорим ладком», «Посеешь привычку – пожнёшь характер». Постепенно дети стали обращать внимание на новые слова, которые встречали в текстах, и готовить дома объяснение их смысла. На некоторых уроках русского языка несколько минут теперь заняты выступлениями учащихся, и «Живой словарик» всегда проходит интересно.
Для закрепления полученного результата и с целью более глубокого изучения темы межнационального общения предложила ученикам собрать информацию для лэпбука «Моя многонациональная Россия». С учётом возраста детей работа строилась при опоре на знания о своих семейных корнях и традициях. Ребята вместе с родителями, бабушками и дедушками отвечали на вопросы анкеты о праздничных обычаях и имеющихся дома предметах народного творчества, зарисовывали орнаменты вышивок и народные костюмы. Оказалось, что и ответы, и рисунки детей различались по содержанию. При обсуждении вопроса о происхождении этих отличий младших школьников подвели к выводу о том, что в России живёт много разных народов, которые чтят и берегут «свои корни». Ребята загорелись идеей узнать и рассказать, как можно больше о своих корнях и вместе с родителями оформили лэпбуки «Сундучок ремёсел», «Сказочное кружево», «Моя семья – мои корни».
Результатом кропотливой совместной деятельности стала интерактивная папка, в которую вошли сведения о национальном разнообразии нашего государства. На страницах лэпбука представлены символика размещённых на карте Российской Федерации городов, сборник народных сказок и иллюстрации к ним с заданиями «Собери картинку и перескажи сказку», «Назови сказку по картинке» и другие; альбом с образцами национальных рубах, костюмов и рушников. Этот альбом был использован нами в беседе с детьми о значении элементов и цветов орнаментов. Школьники узнали об их смысловой и ритуальной нагрузке: Алатырь, Мировое Дерево Жизни, Коловрат, изображения животных и растений - это заговоры и обереги, их можно не только рассматривать, но и читать.
Яркими гранями национального разнообразия являются промыслы и кухня. Размещенные в лэпбуке страницы «Сказочное кружево» и «Сундучок ремёсел» с иллюстрациями изделий народных промыслов способствуют формированию у детей эстетического восприятия и расширению представлений о свойствах природных материалов – льна, камня, глины, дерева и других. Родители учащихся отметили, что после наших занятий ребята стали проявлять внимание к имеющимся в доме сувенирам, интересоваться их историей и предназначением, определять, из чего они выполнены.
Страницы лэпбука, посвященные кухне народов России, также были оформлены с помощью родителей. На них находятся заполненные рецептурные карты и фотографии приготовленных блюд. Помимо работы по сбору этого материала проведена выставка-дегустация национальных блюд, которую с интересом посетили и дети, и взрослые. На столах соседствовали борщ и шурпа, рассольник, щи и каши, вареники и хинкали, блины, пироги с начинками. Особый интерес вызвали ватрушки, шаньги, пряники и пирожки.
Эти и другие материалы лэпбука помогли учащимся успешно ответить на вопросы тематической викторины «Народы России». Наблюдение за детьми позволило отметить успешность формирования у них патриотических чувств и проявление культуры межнационального общения в школьном коллективе, выражение устойчивого желания использовать лэпбук в свободной деятельности и пополнять его новыми материалами.
Юлия Федорченко, учитель МБОУ СОШ
№ 8 г. Ивантеевки Московской обл.
Рекомендуем почитать
- Как познакомить детей с зимними видами спорта?
- Предприятие «Наивный мир»
- Дидактическое пособие «Я выбираю»
- Комментарии