"Игры и Игрушки" №2-2020
Воспитание трудом (педагогическая система Макаренко)
В начале XX века, став заведующим колонией для детей-правонарушителей, Антон Семенович успешно применил свою воспитательно-образовательную систему, придуманную им для обычных школьников. Работал с самыми безнадёжными детьми, с которыми не справлялись их собственные родители – воры, хулиганы, неблагополучные беспризорники.
Позже, в Москве была создана и отредактирована М. Горьким «Педагогическая поэма», самое известное в России и за рубежом произведение А. Макаренко. А в 1988 году он был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира. Особенностью его работы была «логика моральной проповеди»: он ценил личность всех своих учеников, и, не зависимо от благополучия, уважал сложность, богатство и внутреннюю красоту каждого. Основные принципы системы воспитания А. С. Макаренко остаются актуальными и на сегодняшний день.
Коллектив. Дети в колонии воспитывались в коллективе, где не было надзирателей и воспитателей. Детский коллектив был полностью на самоуправлении, что позволяло сохранять дружеское уважительное отношение трудных подростков к равным себе. Воспитанники колонии преследовали одну цель, таким образом, между ними царила дружба и взаимная поддержка.
На примере своей семьи мы с вами также можем убедиться в том, что доверие к детям и возложение на них ответственных обязанностей способствует развитию их личности и индивидуальности каждого. Так дети учатся взаимодействовать в социуме, ответственно относиться к делам, чувствуют себя нужными обществу.
Труд. Макаренко считал, что нравственность воспитанникам прививается именно в труде, который при организации социальной среды взаимной поддержки положительно влияет на моральный облик. Дети не должны готовиться к труду, они должны жить и трудиться, что достойно уважения и даёт право быть счастливым.
Во все времена и на всех этапах развития общества (и наши дни – не исключение) родители старались воспитывать любовь к труду с раннего детства, так как он тесно переплетается с нравственным, умственным и физическим развитием. Именно труд даёт возможность ребёнку самоутвердиться, почувствовать гордость за свои успехи.
Самоуправление. Дети должны иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за это свою ответственность. Именно самостоятельность – одна из характерных черт взросления ребёнка. Её формирование – процесс не быстрый и не всегда простой, но необходимый и требующий от родителей максимум терпения и понимания. И да, дети могут и должны совершать глупые поступки. Неверно принятые решения и их последствия помогут сделать выводы «на своих ошибках» и в будущем находить иные верные пути решения проблемы.
Дисциплина. По мнению Макаренко, никакие качества руководителя не будут иметь успеха в управлении коллективом, кроме положительного личного примера и искренности. Значение личного примера родителей в жизни детей трудно переоценить. В первую очередь, можно мотивировать своего ребёнка, став ему примером для подражания. Ведь больше всего дети учатся именно у родителей. Детей нужно учить поступать правильно, не зависимо от того, оценит кто-то результат или нет, это должно быть на уровне привычки – совершать положительные поступки не «на показ», а получать от этого положительные эмоции.
Педагогическая система, разработанная А. Макаренко, работает и поныне, однако применению её в современной системе образования мешают некоторые обстоятельства, в том числе невозможность организации детского труда. Но, не смотря на эти факторы, идеи воспитания применимы к современным семьям, учебным классам и детсадовским группам, где перед каждым человеком встают свои элементарные обязанности, которые подходят ему по возрасту. Такой подход способствует выработке дисциплины, развивает силу воли и умение брать на себя ответственность – это необходимые качества, которые помогут добиться успеха в жизни любому человеку.
Ирина Цыганова,
педагог-психолог высшей кв. кат.
АОУ детский сад № 26 «Незабудка»
г. Долгопрудного Московской области
- Комментарии